С начала года цены на бензин и дизтопливо в среднем прибавили 5 грн. Ждать ли украинцам бензина дороже 30 грн за литр и как это отразится на цене товаров и услуг
Если в начале года литр топлива А-95 на украинских АЗС можно было приобрести по 23,8 грн, то по состоянию на 1 декабря за это нужно выложить около 28 грн, а кое-где цены доходят и 29,99 грн за литр.
Только с 24 по 27 ноября розничные цены на бензин и дизтопливо (ДТ) на АЗС выросли на 20-60 коп. за литр.
В течение 28-29 ноября бензин и ДТ на украинских АЗС прибавили в цене еще 10-66 коп. за литр.
Таким образом цена топлива пересекла исторический максимум, сообщает консалтинговая компания UPECO, ссылаясь на данные ежедневного ценового мониторинга рынка нефтепродуктов.
В результате подорожания средние цены на АЗС в Украине выросли до:
А-92 - 27,06 грн/л;
А-95 - 27,82 грн/л;
А-95 Премиум - 28,94 грн/л;
ДТ - 25,57 грн/ л;
ДТ Премиум - 27,28 грн/л.
Стоимость бензина А-95 на популярных среди украинцев автозаправочных станциях OKKO и WOG достигала и 29,99 грн/л.
Особенно заметно цена на топливо в Украине начала расти с сентября текущего года. Дошло даже до того, что Антимонопольный комитет заподозрил трейдеров в сговоре и намеренном повышении цены на топливо, поэтому начал расследование. В рамках расследования АМКУ направил запросы в Государственную фискальную службу, Минэнергоугля и участникам рынка с высокими ценами.
Почему растут цены на горючее
Подорожание бензина и дизтоплива обусловлено традиционными причинами, убежден директор ОАО “Консалтинговая группа А-95” Сергей Куюн. А таких причин две: подорожание нефти на мировом рынке и изменение курса валют.
“Мы очень зависимая от экспорта страна - около 80% топлива мы покупаем за рубежом”, - объясняет Куюн. “В течение последнего года один баррель нефти на мировом рынке стоил в среднем 50-55 долларов. Сейчас цена выросла до 63-64 долларов за баррель, поэтому такой ощутимый рост цен и в Украине”.
Еще один важный фактор - обесценивание национальной валюты. Украинские трейдеры закупают топливо в долларах, поэтому ослабление гривни сказывается на конечной цене бензина и дизтоплива для украинцев.
“Каждая гривня, которую украинская валюта теряет относительно доллара означает подорожание топлива на украинских АЗС в среднем на 80 коп. за литр через две-три недели”, - приводит градацию Куюн.
А сейчас, в связи с сезонным фактом, гривня немного потеряла позиции. За один доллар теперь придется в среднем отдать 27,15 грн, а вот евро будет стоить - 32,33 грн.
Относительно сговора трейдеров Куюн уверен, что это маловероятно: “Украинский топливный рынок довольно конкурентный. Только крупных брендов у нас насчитывается 10, в то время как в европейских странах кое-где 5-6 игроков”.
22 ноября АМКУ обнародовал результаты расследования относительно стремительного роста цен в Украине. Удалось установить, что кроме изменения валютного курса и подорожания нефтепродуктов на мировом рынке, на рост цен на топливо в Украине также повлияло сокращение объемов экспорта бензина и дизтоплива из Беларуси.
Среди других причин роста цен АМКУ также называет увеличение сроков отгрузки нефтепродуктов, отсутствие железнодорожных цистерн для перевозки бензина и дизтоплива, а также рост эксплуатационных и производственных затрат на содержание АЗС.
Будет ли бензин больше 30 грн за литр
На вопрос, до какого уровня может подорожать топливо в Украине, Сергей Куюн ответил, что 30 грн за литр цена не превысит.
“Это психологическая граница, которую украинские АЗС побоятся превысить. Если человек увидит, что на одной АЗС цена на топливо начинается с двойки, а на другой с тройки, он пойдет покупать там, где дешевле, даже если разница в несколько копеек. Именно поэтому АЗС будут упрямо “топтаться” на уровне до 29,99 коп за литр”, - объясняет эксперт.
Ведь топливо традиционно дорожает именно в канун зимы. Особенно такое вероятно, если украинская валюта несколько укрепится.
Что же касается того, как рост цен на топливо скажется на конечной стоимости товаров и услуг для населения (ведь там есть транспортная составляющая), Куюн считает, что изменения будут не очень болезненными.
“По нашим подсчетам топливная составляющая в конечной стоимости транспортных услуг составляет около 20%, для сельскохозяйственного сектора она еще меньше - около 5%. Поэтому существенного роста цен повышение цены горючего спровоцировать не должно бы. Другое дело, что некоторые поставщики любят злоупотреблять фактором цен на топливо, поэтому искусственно завышают конечную стоимость товаров”, - уверен Сергей Куюн.