Деды раскрывали. Как мило, что украинские правоохранители на генетическом уровне помнят лихие 50-е. Когда товарищ Сталин задумал грандиозное избиение «безродных космополитов» и «врачей-убийц», сговорившихся «сократить жизни руководителей партии и правительства». А министерство госбезопасности начало воплощать замыслы вождя – старых профессоров отлавливать, пытать и выбивать признания в работе на американскую разведку. И случилась бы очередная волна большого террора, на этот раз по национальному признаку, если бы товарищ Сталин не скончался – тоже, в общем, по воле одного безродного космополита, которого при всем желании к ответственности не привлечешь.
Параллели эти приходят в голову, когда смотришь, как сейчас, в наступившую при Владимире Александровиче Зеленском эпоху честности и добра разоблачается заговор банкиров-вредителей. Сначала бывший замглавы НБУ Писарук. Теперь – глава «Укрэксимбанка» Александр Гриценко. Опасный человек. Пришлось брать с помощью СБУ, когда он вел ребенка на занятия музыкой. Блестящая операция. Если бы повесткой вызывали, то пришел бы как Леон-киллер, и изрешетил всех сотрудников. Если бы на работе задерживали, то мог бы вызвать вертолет подкрепления с морскими котиками из МВФ. А когда за руку 11-летнего сына ведешь, то особо не повоюешь. Молодцы.
Чтобы понять, зачем этот цирк, стоит вспомнить две вещи. Первая – ГБР сообщило, что собирается передать в ГПУ проект подозрения Порошенко. Собираешься – передавай. Зачем об этом объявлять публично? Может, затем, чтобы находившийся за рубежом Порошенко там и остался? Чтобы было спокойнее всем – и Владимиру Александровичу, и Игорю Валерьевичу. А демонстративные бессмысленно-жестокие действия силовиков при задержании Гриценко, являющегося родственником жены экс-президента, – это усилитель сигнала. Вышло, правда, наоборот, и Порошенко не только не остался за границей, а прервал визит, вернулся досрочно и заявил о феерической глупости главы ГБР.
Вторая причина, объясняющая происходящее, в том, что НБУ и госбанки – это единственная сфера, которую еще не взяла под контроль новая власть. И контроль над этой сферой – одна из сверхзадач Коломойского. «Догнать» Гонтареву, ввести своих людей в руководство госбанков, попытаться изнутри развалить иски Приватбанка в Лондоне и США, и можно даже не отменять национализацию. А просто выдавать кредиты, например, МАУ или просто, как Игорь Валерьевич любит, прокладкам без залогов. А контроль НБУ нужен, чтобы регулятор этого пару лет не замечал. И, конечно, чтобы никакого МВФ.
Кто может устроить атаку на банковскую систему? С одной стороны, Сытник и НАБУ, управляемое Богданом с момента исторической, организованной Шабуниным, встречи на берегу накануне второго тура президентских выборов. НАБУ занимается Писаруком.
С другой – карманный прокурор Коломойского Кулик. Тот самый друг полевого командира ДНР Жилина, который один этаж в элитном ЖК в центре Киева купил, а второй – просто достроил. Вообще-то СБУ должна была задерживать не сейчас – Гриценко, а давно – Кулика, потому что именно такие люди – угроза нацбезопасности и международный позор Украины. Но все наоборот – СБУ работает по предписанию Кулика, запятнанного со всех сторон прокурора. Который находится в очень интересном статусе. Рябошапка заявил, что Кулик не прошел переаттестацию, и должен быть уволен с 1 января. И поэтому его используют как этакий свободный радикал для самых грязных заказов. И не менее интересно, как оформят статус Кулика после 1 января, с учетом его поразительных способностей собирать компромат и сдавать бывших хозяев и коллег.
Оформлена атака и на НБУ, и на Гриценко в иезуитском стиле как ответ МВФ – вы же сами просили расследования преступлений по выводу денег из банков, вот мы и расследуем. Дела дутые и никчемные, в суде развалятся. По Гриценко ни ГПУ, ни СБУ даже не сподобились дать внятных пояснений причин задержания, кроме расплывчатых слов о «содействии легализации доходов, полученных незаконным путем высокопоставленными должностными лицами при Януковиче». В отличие от адвоката Гриценко, заявившего, что его подзащитный «на основании полученных судебных решений добился взыскания в пользу государственного "Укрэксимбанка" средств и имущества». Речь о кредите в 160 млн долларов, который у «Укрэксимбанка» брала компания Курченко в 2013 году на покупку UMH у Ложкина. Похоже, что Гриценко вменяют вывод арестованного имущества UMH из-под ареста.
Однако если в деле фигурирует решение суда, по которому был снят арест, и есть возвращение средств банку, то вряд ли будут судебные перспективы для обвинения главы банка. Это если думать рационально. Но не все способны думать рационально, видя, как без решения суда одного из банкиров первого эшелона, возглавляющего госбанк, хватают люди в масках, надевают наручники, бросают на глазах ребенка в тонированный микроавтобус, и увозят.
Речь идет об акции устрашения. МВФ не даст нам уволить и посадить правление? Запугаем, закошмарим, задавим их так, чтобы сами уволились. В случае с Порошенко не сработало.
А в случае с теми, кто к прессингу не привык, может быть вполне эффективно. Как, например, произошло с НКРЭКУ. Состав которого был перезагружен под давлением сотен «протестующих» рабочих заводов Коломойского (НЗФ и Днепразота). Которых тот автобусами свез в Киев, ночью они жили в общагах на Академгородке, а днем сидели под зданием НКРЭКУ, стуча касками в окна, скандируя в мегафоны лозунги и не давая сотрудникам комиссии работать. Спустя пару месяцев воспитательной работы, на которую не обращали внимание органы правопорядка, цель была достигнута – двое членов НКРЭКУ «добровольно» уволились, после чего переизбрали главу Нацкомиссии, назначив лояльного Коломойскому человека.
Ровно то же самое сегодня происходит под НБУ – «активисты» поют песню «Квартала» «Горіла хата, палала», адресованную Гонтаревой, и кричат лозунги о «ворах» из НБУ. А тем временем идут слухи о том, что новым председателем Укрэксимбанка вместо задержанного Гриценко хотят сделать мужа подруги актрисы «квартала» Елены Кравец – Евгения Мецгера, который сейчас занимает пост зампреда правления «Укргазбанка». А подруга Кравец – Юлия Мецгер еще в июле этого года была назначена в Набсовет Приватбанка по квоте президента. Мы так понимаем, что качание банковской системы будет происходить при полном непротивлении и благоволении президента. Это не мы песню про Гонтареву поем под НБУ, это народ. Только не стоит думать, что в МВФ и Запад в целом – это та же публика, что и зрители «Квартала».