После открытия отдыха в еще недавно запрещенной Турции идейные сторонники “крымнашизма” и войны в Донбассе разразились проклятиями и обличениями в адрес огромного количества людей, поспешивших воспользоваться неожиданной “царской” поблажкой. Те, кто еще вчера говорили от имени народного большинства, сегодня сетуют на то, что им достался “не тот народ”.
“Народ, которому просто нет дела до мёртвого офицера. Народ, который готов ещё и вместе с нашим братом-прогрессистом поглумиться над памятью погибших, посмеяться мелким смехом по этому поводу. “Я вас в Сирию не отправлял. Надо было вовремя менять профессию”… Пока мы имеем дело с народом, чьё право на “сервис” — абсолютно, а само слово “сервис” равноценно слову “скрижаль” и весит столько же, сколько любой завет из священных книг; да нет, даже целая священная книга целиком. Народ, который находит анахронизмом всю эту “имперскую” мишуру. Народ, для которого слово “подвиг” — лишь повод для раздражения”, — сокрушается, к примеру, последовательный сторонник донбасских боевиков писатель Захар Прилепин.
Однако хочется напомнить автору, что народ в России в большинстве своем — именно тот самый, который так старательно воспитывал на протяжении всего своего правления Владимир Путин, так трогательно воспетый самим Прилепиным в фильме “Президент”. Народ, к формированию морального облика которого приложил руку и сам Прилепин, и сотни и тысячи других лжецов, пропагандистов и глашатаев ненависти.
В самом деле, довольно наивно считать, что российское большинство верит в абстрактный “русский мир” (понятие, которому не могут дать определение даже те, кто его придумал), “духовные скрепы”, “геноцид русскоязычных” или прочие пропагандистские штампы. Путинское большинство верит в массе своей только в один по-настоящему верный постулат новой русской идеологии: “Нам это выгодно”. Постулат, который им внушали на протяжении 15 лет, и особенно преуспели в этом в последние два года.
Другое дело, что российский обыватель сам не способен определить, что выгодно для его страны в целом и для него лично — он привык доверять эту работу телевизору. Я уже писала как-то, что лично мне в самом начале русско-украинского конфликта не раз встречались люди (притом реальные, а не виртуальные), рассуждавшие о том, чьими жизнями Россия должна пожертвовать “ради своих интересов”, и упрекавшие людей, поднимающих моральную сторону вопроса, в том, что они “ничего не понимают в геополитике”. Один из таких доморощенных политологов заявлял, что умные политики “используют сначала местный ресурс” (то есть население Донбасса), а своих военных берегут. Другой разглагольствовал о том, что “великие страны всегда ведут войны на чужой территории”, что “на Украину всем плевать”, что “Россия уже поимела от этого свои бонусы и больше никакой Донбасс ей не нужен”, а потому и переживать нечего.
В самом деле, сколько людей из тех, кто имеет доступ к Интернету, искренне верит в мифы о распятых мальчиках и концлагерях для русскоязычных в Украине? Для большинства из них самый распространенный аргумент, одобряющий войну на Донбассе, — это то, что “хохлы предали нас и ушли к американцам”. Большинство россиян действительно верит в то, что США рассматривают Россию как основного их врага, и мечтают ее уничтожить. Они верят в то, что для выживания России необходима “буферная зона” вокруг ее границ для защиты от мифического “вторжения НАТО”. И ради создания этой зоны они готовы поступиться истиной, волей других народов, судьбами и жизнями других людей.
На протяжении всей русско-украинской войны Прилепин и ему подобные учили россиян приносить все святое в жертву этому молоху под названием “геополитика” — разумеется, в той его интерпретации, которую давали ему Путин и Киселев. О каком, в самом деле, “подвиге солдат” рассуждает Прилепин, если все отношение к российским солдатам на протяжении более чем двух лет укладывается в короткую формулу: “Их там нет”? Обыватели хорошо запомнили, что от захваченных в плен солдат принято открещиваться, увольнять их задним числом, заставлять жен отказываться от мужей, а родители убитых военных обязаны делать вид, что их покойные дети все еще живы. Россияне прекрасно усвоили урок, что ради достижения неведомых “геополитических целей” можно убивать, воровать и лгать.
Можно и даже нужно говорить, что российских военных не было в Крыму, а потом громко и самодовольно хвастаться фильмом о том, как именно эти самые военные захватывали этот самый Крым. Нужно твердить, что войну в Украине развязали американцы, и при этом можно перепостить интервью русского полковника Гиркина, в котором он признается, что войну начал именно он. Российские “журналисты” могут в кулуарах цинично называть себя пропагандистами, сеять ненависть и при этом искренне удивляться, откуда в мире столько зла и агрессии.
Россияне привыкли, что на внешнеполитическом уровне можно улыбаться американцам и называть их партнерами, рассказывая им про совместную борьбу с терроризмом, а во внутренней пропаганде называть их “врагом №1”, “создателем международного терроризма” и призывать к их уничтожению. Они давно уже сжились с мыслью, что самая одиозная пропаганда называется всего лишь “информационной войной”, и любая подлость в этой войне расценивается как воинская доблесть. Да и вообще, подлость уже настолько была возведена за это время в ранг доблести, что многим россиянам уже очень трудно отличить одно от другого.
Так что на этом фоне поездка в Турцию выглядит более чем органично. “Вождь” сообщил “плебсу”, что отдыхать там ему с сегодняшнего момента вновь становится “можно, значит, выгодно”, а ничего иного и не требовалось. Если ради своих эгоистичных целей россияне готовы лгать, убивать и воровать, то уж съездить на привычный отдых в привычную для этого страну, как говорится, “сам Бог велел”.
И именно поэтому я, к сожалению, не могу разделить радость моего хорошего знакомого Александра Шмелева по поводу того, что поездки в Турцию прямо демонстрируют, что идейных имперцев в России намного меньше, чем идейных сторонников либерально-демократических преобразований, а 95-98% человек политикой не интересуются. Я и раньше говорила, что убежденных имперцев в России намного меньше, чем это может показаться жителям постсоветских стран. Но беда в том, что для того, чтобы быть соучастником преступлений и творить зло, вовсе не обязательно быть имперцем. Для этого всего лишь надо быть подлецом.
И еще неизвестно, что страшнее.
В самом деле, идейного человека еще можно было бы переубедить, но подлеца, считающего, что ради своей выгоды можно захватывать чужие страны и убивать невинных людей, подлеца, не знающего меру лжи, переубеждать бесполезно и невозможно. И подлость, конечно, заключается вовсе не в поездке в Турцию, а в более серьезных вещах, о которых уже было сказано выше. Проблема сегодняшнего российского общества — не вера в неизвестный “русский мир”, а предельная моральная деградация, которая и является прекрасной питательной средой для доносов, репрессий и военных преступлений. И ее, в отличие от текущих сиюминутных установок, уже невозможно будет исправить переключением пропагандистской кнопки.
Ксения Кириллова