Не "вне политики"

Не "вне политики"

Первая роль у Олега Валериановича была в фильме, давно уже ставшем классикой, - "Подкидыш". Пятилетний Олег катался в кадре на велосипеде, но в титры, впрочем, не попал. По-настоящему триумфальное появление в кадре случилось в 1973-ем, в одной из первых отечественных мыльных опер, – телефильме "Вечный зов". Разумеется, Басилашвили досталась роль негодяя, сотрудника царской охранки.

Потом кино вовсю использовало его в амплуа "мерзавец с человеческим лицом". Но к счастью, в судьбе актера случился Товстоногов. Кто не видел Басилашвили в БДТ - тот ничего не знает о Басилашвили. Ничего лучше БДТ в советском театре не было. Басилашвили – кусочек глыбы, которая укатилась в вечность с уходом Товстоногова.

Та сторона баррикады, на которую сейчас, в пору конфликтов, он встал, - малочисленнее и слабее другой, противоположной. Но Басилашвили ни разу не соблазнился силой и многочисленностью другой стороны и ни разу не смолчал в самые трудные конфликтные моменты. Кто-то его за это ценит и благодарит, но многие плюются, доставая откуда-то пронафталиненные лозунги вроде "Художник вне политики!". Но Басилашвили - часть глыбы и сам глыба. Его не убрать с дороги. За ним – Товстоногов, БДТ, 85 лет и врожденный аристократизм, который предполагает верность и истинную внутреннюю свободу.

Екатерина Барабаш