Винница — один из самых уютных украинских городов, неоднократно лидировавший в рейтингах комфортности для жизни. Горожане всегда заслуженно гордились ухоженным центром, удобной транспортной инфраструктурой, «человеческим» ритмом жизни всего в нескольких часах езды от суматошного Киева. Сегодня о Виннице пишут все мировые медиа, говорят политики и общественные деятели — но как о месте очередного преступления России.
Ракетный удар по центру города! То, что уже происходило в Харькове, Мариуполе, Кременчуге… Впрочем, и этот текст я пишу во время «очередной» воздушной тревоги. Кто знает, какой будет ее страшная жатва.
Всякий раз, когда мы сталкиваемся с очередным преступлением России, я слышу один и тот же вопрос: зачем они это делают? Зачем бомбят жилые кварталы, убивают мирных жителей — а потом трусливо уползают в кусты, утверждают, что это не они, что обстрела вообще не было, что это «борьба с националистами» и уничтожение военных объектов? Чего они хотят добиться?
Начнем хотя бы с того, что никакого мандата на уничтожение украинских военных объектов у России тоже нет. Вся эта «защита народа Донбасса», все эти «просьбы» уголовников, которые изображают из себя «руководителей народных республик» — обычный фейк. В самой России прекрасно знают, что не существует никакого «народа Донбасса», никаких «народных республик», понимают, что в 2014 году часть украинского населения просто взяли в заложники, чтобы потом превратить в пушечное мясо для войны с соотечественниками. И что Россия, издевавшаяся над жителями Донецкой и Луганской областей все эти восемь лет, никого в регионе не защищает.
Но другие цели есть, и они очевидны. И касаются вовсе не уничтожения украинской военной инфраструктуры. Они касаются уничтожения украинской инфраструктуры как таковой. Они касаются запугивания населения. Они касаются изгнания населения. И да, это задачи, которые поставлены перед российской армией.
Медицинский работник ухаживает за пострадавшими во время российского обстрела Винницы. Украина, 15 июля 2022 года. Фото: Ефрем Лукацкий / AP Photo / East NewsНередко приходится объяснять: Россия — это «территориальная» империя. То есть государство, руководству которого совершенно безразлично, есть население или нет. Чем больше людей захочет покинуть Винницу — или любой другой украинский город в результате очередного варварского обстрела, — тем для Путина лучше. Пусть в Украине не будет заводов, пусть в Украине не будет людей, пусть будут только шоссе для танков и пустошь для военных баз. Такой Украины ему и хочется.
И еще Россия — это империя лжи. Все прекрасно понимают, что происходит — и те, кто смотрит телевизор, и те, кто его уже не включает, и те, кто отдает приказы, и те, кто их выполняет. Все прекрасно понимают, что в ходе этой войны рушится один миф за другим.
И о «братских народах», которые и в годы жизни в одном государстве всегда были чужими, а уж сейчас и вовсе стали врагами на десятилетия, и о несчастных «детях Донбасса», которых якобы уничтожала украинская армия. Теперь все прекрасно понимают, какая армия на самом деле уничтожает детей и восемь лет после первой оккупации на Донбассе, и сейчас. И о «нищей Украине» и «богатой России» — теперь уже не только россиянам видно, что за Москвой жизни нет и солдаты «второй армии мира», эти грабители в погонах, тащат из украинских поселков все, что плохо лежит — и это «все» так и остается недоступным их матерям и женам.
И что остается делать, чтобы отвлечь внимание от крушения этих мифов, от морального и цивилизационного краха российского государства и русского народа, от этого отвратительного национального самоубийства в прямом эфире?
Только запускать ракеты. Только убивать. Только делать черным синее небо Винницы.