Россияне – обыкновенные люди, национальный вопрос только испортил их…
Отец российской приватизации, а ныне глава «Роснано», Анатолий Чубайс в интервью РБК признал, что реформаторы совершили ошибки. «В значительной степени в своих ошибках мы не учитывали особенности российской культуры», - сообщил один из главных реформаторов. И далее уточнил, в чем эти особенности состоят: «Не учитывали тот факт, что православие является серьезным фундаментальным институтом, который надо понимать, а не игнорировать… Не учитывали тот факт, что русский народ – это не то же самое, что украинский народ». В своем искреннем раскаянии Анатолий Борисович идет до конца, посыпает голову пеплом и призывает сегодняшнее руководство страны избежать подобных ошибок: «Это наш просчет, это наш изъян. И приняв его, нужно, базируясь на этом, вырабатывать новую стратегию». Конец цитаты.
Жаль, что в своем раскаянии Чубайс не уточняет, каким именно образом надо было «понимать православие» и «учитывать» его специфику в ходе экономических реформ. Надо ли было освящать ваучеры? Изменили бы ситуацию в стране крестные ходы при проведении залоговых аукционов? Что конкретно следует из того очевидного факта, что «русский народ – это не то же самое, что украинский народ»? В чем должна состоять «новая стратегия», опирающаяся на эти сокровища мудрости, обретенные ценой ошибок и их осознания?
Когда Владимир Путин во время недавнего купания в проруби попытался осенить себя крестным знамением, у него случилась заминка, весьма характерная для людей, которые долгие годы поклонялись научному атеизму, а потом вдруг прозрели и внезапно уверовали в господа Иисуса Христа. Впервые я обратил внимание на этот курьез в начале 90-х, когда по телевизору показали лидера ЛДПР, посетившего церковь. При входе в храм Ж. понимал, что надо что-то такое сделать православное, и первое движение совершил уверенно: ткнул себя в лоб, а затем в пузо. А дальше начались проблемы. Куда тыкать дальше, в правое плечо или в левое, Ж. так и не решил, и, напустив на себя задумчивость, проследовал вглубь помещения. Путин в проруби повел себя иначе: вместо крестного знамения он наложил на себя некую судорогу, напоминающую тремор конечностей, характерный для болезни Паркинсона или рассеянного склероза.
Общая проблема неоправославных и неонационалистов типа Путина и Чубайса в том, что они, прикрывшись иконой и вывеской «русскости», совершенно не понимают, что с этим делать дальше. В результате Путин использует православие и специфику «русскости» для оправдания имперской политики, а Чубайс несет полную ахинею про то, что новую стратегию надо вырабатывать на основе традиционной религии и неких особенностях русского народа, которые он не в состоянии внятно сформулировать.
На национальном вопросе спотыкаются не только строители империи, но и те, что пытается ее разрушить. Украинский публицист Андрей Третяк в материале на сайте «После империи» предлагает реформировать международное право, для чего, по его мнению, необходимо сделать радикальную трансформацию принципа права народов на самоопределение. Для этого надо заменить термин «самоопределение наций» который вызывает массу разночтений, на более конкретный – «самоопределение территорий». «Понятно же», - пишет Андрей Третяк, - «что самоопределяться все равно будут люди, там проживающие. Зато мы избежим спекуляций на тему, кому такое право жаловать, а кого лишать, кто нация, а кто нет. У всех есть такое право, и все». Вторая часть реформы международного права по Андрею Третяку выглядит так: «А чтобы вновь введенный принцип самоопределения территорий не шел вразрез с принципом нерушимости границ, нужно последний заменить на принцип нерушимости границ извне».
Полагаю, что это желание избежать вот этих «нехороших» слов – нация, народ – не что иное, как выплескивание вместе с мутной водой национализма самой сути регионализма как политического движения. Цель регионализма – сохранение социально-культурной самобытности территориальных сообществ, если брать в глобальном масштабе, то это – сохранение культурного, языкового и этнического разнообразия человечества, что является важным условием прогресса и, более того, одним из условий сохранения человеческой цивилизации, препятствующей ее вырождению.
Повышение статуса территорий – это всего лишь средство, которое использует регионализм. Ситуация, когда средство становится целью, довольно распространена в политике. Партия ради партии. Выборы ради выборов. Митинг ради митинга. Повышение статуса территории просто ради того, чтобы повысить статус. Это своего рода профессиональные деформации, неизбежные в любой деятельности, в том числе и в политике. Тут важно все же иногда остановиться и посмотрев на ситуацию со стороны, ответить себе на вопрос, а ради чего мы все это делаем. И тогда многое встанет на свое место.