"НЕФТЬ В БЮДЖЕТЕ РФ" - Юрий Христензен

"НЕФТЬ В БЮДЖЕТЕ РФ" - Юрий Христензен

Бюджетное правило было введено в 2004 году. По нему расходы бюджета РФ не должны превышать сумму нефтегазовых доходов, рассчитанных из базовой цены на нефть, ненефтегазовых доходов и расходов по обслуживанию внешнего долга. Нефтегазовые доходы в разные годы составляли от трети до половины бюджета.

Базовая цена нефти в последнее время составляла 40$ за баррель в ценах 2017 года. Все, что выше (синяя область на графике) пополняло резервы РФ. Все, что ниже (голубая область), доставалось нефтяникам. Из этих денег они осуществляли добычу, разведку и транспортировку нефти, получали прибыль и платили налоги в бюджет.

Нефть - это наше все. Когда правительство заявляет о снижении доли нефтегазовых доходов в 2019 году до 40%, учитываются только налоги из голубой области графика. Синяя область - резервы - также формируется за счет нефтегазовых доходов. Для примера, из резервов планируется осуществить нацпроекты на 26 триллионов рублей.

Вернее, планировалось. При текущей цене на нефть резервы придется тратить на поддержку нефтяников (красная область на графике), которые добывают, разведывают и транспортируют нефть потребителю, а также получают прибыль и дают 40% доходов бюджета. По прогнозам правительства, резервов хватит на шесть лет.

Прогнозы экспертов не столь оптимистичны - трудности могут начаться уже осенью этого года. Эксперты сомневаются в ликвидности резервов. Там может быть спрятана пирамида РЕПО, деньги от "приватизации" Роснефти и "продажи" Сбербанка, кредиты революционным оборванцам по всему миру и другие сомнительные "активы".

Чтобы оценить масштабы неэффективности - на среднюю российскую семью в период с 2004 по 2014 год приходилось по 1000 долларов в месяц от притока валюты в РФ. После 2014 года эта цифра уменьшилась примерно на треть. Если средняя российская семья не отложила 150 тысяч долларов, значит эти деньги кто-то потратил.

Для выхода из сложившейся ситуации есть "400 относительно законных способов отъема денег" (с). Например, половина добываемой в РФ нефти продается на внутреннем рынке России и Беларуси. Если поднять цену на этом рынке до мирового уровня, можно жить. Для этого с 2019 года правительство поэтапно вводит налоговый маневр.

Пострадает беларуский бюджет. Уже сейчас ведутся переговоры о компенсации Беларуси выпадающих доходов. Результат будет зависеть от степени вхождения Беларуси в состав РФ. Пострадают российские НПЗ. Пострадают россияне, которые оплатят разницу в долларах по курсу. На курсе рубля у правительства тоже есть резерв.

Есть и другие способы сбалансировать российские финансы. Например, отказаться от ведения двух горячих и одной холодной войны. Сократить финансирование пропаганды и полезных идиотов по всему миру. Снизить коррупцию и повысить эффективность управления. Эти меры очевидны, но вряд ли возможны при нынешнем президенте.

Юрий Христензен