«Нефтяная игла больше не спасет (13 января)» - Влад Пономарь

«Нефтяная игла больше не спасет (13 января)» - Влад Пономарь

1. Доходы "Газпрома" от экспорта газа за 11 месяцев снизились на 27,3%, до $27,9 млрд - ФТС.
Доходы "Газпрома" от экспорта газа в январе - ноябре 2016 года сократились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 27,3% и составили $27,9 млрд. Об этом говорится в материалах Федеральной таможенной службы (ФТС) России.
За 11 месяцев 2015 года этот показатель составлял 38,39 млрд долларов.

2. На рынке нефти новая беда - китайские НПЗ не могут забрать купленную нефть.
Танкеры, груженые нефтью, прибыли к китайским берегам, но покупатели не могут ее принять - эта ситуация может стать началом конца для рынка энергоносителей.
Частные нефтеперерабатывающие заводы в Китае в прошлом году активно покупали нефть и сыграли далеко не последнюю роль в увеличении экспорта этого сырья. Но сейчас они не могут отгрузить прибывший к ним товар, потому что еще не получили от правительства квоты на импорт на 2017 год. Суда с нефтью дрейфуют вблизи восточного побережья провинции Шаньдун, где большинство так называемых самоваров.
Не исключено, что компании получат свои квоты в ближайшие дни, однако пока так и не ясно, что будет с нефтью, которая плавает у китайских берегов. Возможно, частные НПЗ утратят то влияние на рынке нефти, которое им удалось обрести в прошлом году. Правительство уже отказало им в экспорте производимого топлива в 2017 году, а пристальное внимание налоговых органов может также привести к снижению квот на импорт. По данным BMI Research, в 2016 году эти предприятия покупали в среднем по 923 тыс. баррелей сырой нефти в день, это почти весь объем экспорта Саудовской Аравии в азиатский регион.
«Получив лицензию на импорт от центрального правительства, китайские самовары сформировали новый сегмент спроса на азиатском рынке нефти», - отмечает Джон Дрискол, старший стратег в JTD Energy Services Pte, который более 30 лет торговал сырой нефтью и бензином в Сингапуре. Однако помимо инфраструктурных проблем, связанных с транспортировкой нефти из порта Циндао, перед ними могут возникнуть новые трудности связанные с получением разрешений от регулятора, с кредитами, и обострением геополитической обстановки. «Удачная возможность может исчезнуть так же быстро, как она и появилась», - отмечает он.
Частные НПЗ начали получать лицензии на импорт иностранной нефти в 2015 году в рамках попыток государства стимулировать частные инвестиции в энергетическую отрасль страны. Ранее заводам приходилось полагаться на поставки государственных нефтяных компаний, таких как PetroChina и Sinopec. У них и сейчас руки не полностью развязаны - приходится полагаться на квоты.
Объем ввозимой в Китай нефти в 2016 году вырос до 7.63 млн баррелей в день, в основном за счет стремительного роста активности самоваров. Этот спрос также стал одним из факторов, способствовавших восстановлению цен после самого масштабного падения на памяти нынешнего поколения. Но затем власти начали закручивать гайки, ставя к стенке всех, кто рискнет нарушить правила. По словам осведомленных анонимов, суда с сырой нефтью у берегов провинции Шаньдун не могут разгрузиться в терминалах порта, потому что они не прошли таможенный контроль. Министерство торговли Китая воздержалось от комментариев по квотам на импорт.
«Китайское правительство ужесточает надзор, поскольку рост импорта сырой нефти, спровоцированный покупками частных НПЗ, привел к возникновению ряда проблем, в частности, некоторые недобросовестные импортеры используют ввозимую нефть, чтобы уклоняться от выплаты налогов», - поясняет Жан Цзоу, аналитики сырьевого рынка в ICIS-China. «Китай, безусловно, не откажется от своей политики постепенной либерализации нефтяного рынка, но ему также нужно пересмотреть, оценить и устранить некоторые возникшие в связи с этим проблемы».

3. Рассчитывать на устойчивость цены на нефть в пределах $60 за баррель не стоит - Кудрин.

4. Австрия вложит 40 млрд евро в переход на возобновляемую энергетику.
Австрия вложит 40 млрд евро, чтобы стать «образцовым зеленым» государством.
Австрия поставила цель превратиться в образцово «зеленое» государство. О намерениях достичь "революционной перестройки энергетических систем" заявил федеральный канцлер Австрии Кристиан Керн в программной речи.
Планом предусматривается привлечение около 40 млрд евро частных инвестиций, которые должны пойти в "зеленую" энергетику - ветряные, гидро- и солнечные электростанции, обновление сетей и развитие энергосбережения.
Глава австрийского правительства, также анонсировал создание нескольких сотен тысяч новых рабочих мест до 2020 года, из них около 40 тыс. - благодаря "озеленению" экономики.

5. Лучшим автомобилем в США стал электромобиль.
В рамках Детройтского автосалона в США объявили лучшие автомобили года.
Впервые за 68-летнюю историю конкурса "Североамериканский легковой автомобиль, внедорожник и утилитарная машина года" победителем стал электромобиль - Chevrolet Bolt.
Престижная награда присуждается жюри, состоящим из 60 профессиональных автомобильных журналистов из США и Канады, которые тестировали десятки новых транспортных средств, поступивших в продажу в этом году. Эксперты отметили, прежде всего, запас хода электромобиля Chevrolet, а также его доступность.
Chevrolet Bolt оснащается электродвигателем, развивающим 200 л.с., и способен проехать без подзарядки до 320 км. При этом, учитывая действующие в США различные льготы, владельцем электромобиля можно стать, уплатив примерно 30 000 долларов.

газовый блок от Михаила Корчемкина:

1. Труба зовёт в поход на Белград?
Секретариат Европейского энергетического сообщества (Energy Community) открыл дело о несоответствии газового соглашения между РФ и Сербией правилам сообщества. Правительству Сербии направлено соответствующее письмо.
Соглашение 2012 года предусматривает ежегодные поставки российского газа в объёме до 5 млрд кубометров в период до 2021 года. По мнению Секретариата, соглашение ущемляет конкуренцию на газовом рынке страны. В частности, соглашение содержит условие, запрещающее реэкспорт газа.
Обычно Кремль нервно реагирует на требования европейцев привести европейский бизнес Газпрома в соответствие с европейскими же законами. Не удивлюсь, если сегодня или завтра пропагандисты пригласят Сербию в Таможенный союз, а телезрителей - к "освободительному походу" на Белград. Затем все успокоятся, и Газпром выполнит требования европейцев.

2. Антисланцевая пропаганда - Денег хватает только на RT?
Bloomberg пишет о постоянной антисланцевой пропаганде, ведущейся на канале RT. Россия уступила Америке лидерство в добыче природного газа, и Путин неудобно себя чувствует на заднем сиденье.
Судя по лентам новостей, в последние годы антифракерской движение сдулось. Похоже, что российских денег хватает только на финансирование RT.
В ряды антисланцевых пропагандистов входит и редколлегия журнала "Газпром", регулярно объясняющая читателям неизбежность кончины сланцевой революции в США.

3. TANAP прошёл половину пути.
Пока руководство Газпрома бьёт в барабаны, Турция строит газопровод TANAP. В конце 2016 года TANAP прошёл важный этап - построена половина магистрали. В 2020 году TANAP доставит 10 млрд кубометров азербайджанского газа, а к 2026 г объём вырастет до 31 млрд, пишет Reuters.
Зато Газпром уже полностью построил систему газопроводов "Южный коридор", предназначенную для заполнения "Южного потока". Не беда, что "Южный поток" закрыт, а "Турецкий поток" ещё не строится и неизвестно, будет ли построен вообще. Главная задача выполнена - подрядчики освоили более 15 миллиардов долларов.

4. В Зебрюгге открыт причал для бункеровочных судов и танкеров Q-Flex.
На терминале СПГ Зебрюгге введён в строй второй причал. Причал предназначен для приёма как самых маленьких бункеровочных судов, транспортирующих всего лишь 2000 кубометров сжиженного газа, так и танкеров Q-Flex размером до 217000 кубометров.

5. Вести пишут о росте поставок газа в семь стран Юго-Восточной Европы и востребованности "Турецкого потока". Любопытно, что в список входит Хорватия, которая, по данным Газпрома, не покупает российский газ c 2011 года.
Если добавить в этот список объёмы, поставляемые по Трансбалканскому газопроводу в Турцию, и сравнить с 2013 годом, то получится снижение. По логике авторов заметки Вестей, оно должно доказывать невостребованность проекта "Турецкий поток".

6. Забытые планы.
Газпром показал рекордный прирост (+20 млрд кубометров) и рекордный объём экспорта газа в Европу (179 млрд куб м).
Результат хороший, но лет шесть назад такие объёмы представлялись провалом. Согласно Генеральной схеме развития газовой отрасли на период до 2030 года (версия 2010 года, учитывающая показатели кризисного 2009 г), в 2016 году поставки сетевого газа в страны Европы должны были достигнуть уровня в 212 миллиардов кубометров.
Алексей Миллер планировал, "что в течение 10 лет спрос на российский газ в Европе может вырасти ещё на 200 млрд куб. м". В соответствии с этим планом, в 2016 году Газпром должен был экспортировать более 255 млрд куб м.
Реальные объёмы экспорта оказались заметно ниже планов, зато резко выросли аппетиты подрядчиков Газпрома, для удовлетворения которых руководство страны увеличило программу строительства экспортных газопроводов.

7. Газпром не может удовлетворить пиковый спрос в Европе без ГТС Украины.
Газпром увеличил заявку на транзит газа через газотранспортную систему Украины до 278,9 миллиона кубометров, заявил пресс-секретарь "Укртрансгаза" Максим Белявский.
Это в очередной раз подтверждает необходимость украинского транзита для покрытия краткосрочных пиков спроса на газ в Европе. В отличие от ГТС Украины, "Северный поток" предназначен только для перекачки постоянных объёмов газа вне зависимости от времени года, не говоря уже о кратковременных колебаниях спроса.

8. В декабре 2016 года объём суточных поставок газа через Украину на ГИС Велке Капушаны (Словакия) колебался в диапазоне от 118 до 169 миллионов кубометров - т.е. максимальный поток был на 43% выше минимального. Устраивая такой режим работы, Газпром испытывает надёжность украинской ГТС, которая (вопреки ожиданиям официальных российских комментаторов) с этим успешно справляется.

9. Вести отмечают надёжность и стабильность украинского транзита.
"В этом году мы продолжили обновлять суточные максимумы поставок в дальнее зарубежье. За этим рекордом - не только абсолютные объемы, а прежде всего надежность и стабильность поставок газа на экспорт и в России", - заявил председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер.
Вести особо отмечают транзит газа через ГТС Украины на ГИС "Велке Капушаны". Действительно, надёжность и стабильность поставок газа на экспорт невозможна без надёжной и стабильной работы украинских газопроводов.

10. Сразу девять танкеров с американским СПГ идут в Азию.
Platts пишет, что девять танкеров с американским СПГ сейчас находятся на пути в Азию. Причина - высокие спотовые цены на азиатском рынке.
Любопытно, что выступления против американского СПГ прекратились, когда у Газпрома возникли проблемы с деньгами.

11. Алжир увеличил поставки газа в Италию в 2.6 раза.

12. Газпром увеличил объём экспорта газа в Европу примерно на 20 миллиардов кубометров - со 159.4 в 2015 г. до "более 179 млрд" в 2016 г.
Три четверти прироста экспорта обеспечены увеличением транзита через Украину, который вырос на 15.1 млрд кубометров - с 64.2 млрд в 2015 г. до 79.3 млрд в 2016 г., при этом акционеры Газпрома не вложили ни копейки в развитие газопроводов украинского направления. Пять лет назад (в 2011 г) объём транзита составил 101.1 млрд кубометров, так что резервы ещё достаточно велики.

p.s.
Британия переведет часть железных дорог на солнечную энергию

В Израиле построят первую дорогу, подзаряжающую электрокары на ходу

Штат Нью-Йорк построит 2,4 ГВт оффшорных ветростанций к 2030 году

Влад Пономарь