НЕХОРОШИЙ КАБИНЕТ

НЕХОРОШИЙ КАБИНЕТ

Уже понятно, что в конструкции «хлеба и зрелищ» власть может рассчитывать только на второй пункт. С первым все плохо даже при самом оптимистическом сценарии. Причем в буквальном смысле. Аграрии просят Зеленского не срывать посевную, не останавливать животноводство и переработку в связи с карантином. Вот до чего довело мудрое руководство одного из самых влиятельных лидеров современности.

Остаются зрелища. Успехами на фронте противостояния эпидемии путем остановки экономической жизни в стране народ впечатлить не удастся. Остается испытанная технология поиска, разоблачения и наказания врагов народа. Реалистичность этих планов вызывает большие сомнения – потому что и врагов предполагается брать из прошлого, а не настоящего, и потому что орудия возмездия заточены на режим «демо» и вовсе не горят желанием становиться опричниками клоунов, и нести в будущем за это ответственность.

Выглядит все как очень страшное кино. Строгая госпожа генпрокурор и двое из ларца, одинаковых с лица. Встреча Венедиктовой с Сытником и Холодницким подается технологами власти как вызов на ковер к суровой начальнице проштрафившихся подчиненных. Что в случае главы НАБУ не имеет никакого отношения ни к букве, ни к духу закона. Начальница сидит во главе стола с суровым видом и нарезает незатейливым и нерадивым ребятам задачи. Но ребята хоть и незатейливые, но это у них уже четвёртый генпрокурор. И они сидят за этим столом с папочками и послушным видом уже в энный раз, слушая, как космические корабли прокуратуры бороздят просторы большого антикоррупционного театра, - и кивают.

А сегодня Венедиктова в том же режиме попыталась провести встречу с Аваковым. Ну что тут сказать? В жизни каждого человека наступает момент, когда он встречается с Аваковым. Так сказать, главное событие вашей жизни - у вас впереди. И хотя сидела Венедиктова во главе стола, тут уже разобраться, кто у кого был на приеме – не так просто. Хотя сигнал посылался тот же – грядет эра строгости и порядка. Смотрите, скоро будет у-ух!

Венедиктова была назначена сначала в ГБР, а затем в ОГПУ как человек, готовый к решительным действиям. В первую очередь, к преследованию Порошенко. Готовность осуществлять это преследование Венедиктова продемонстрировала еще в ГБР, выписав проект подозрений экс-президенту, который предшественник Венедиктовой Рябошапка вчера же назвал юридическим трэшем. Созыв глав НАБУ и САП посылает сигнал, что вот сейчас новый генпрокурор железной рукой наведет порядок в высших антикоррупционных органах, прекратит разброд и шатания, установит жесткую дисциплину и будет жестко проводить линию партии.

Проблема только в том, что единой партии с едиными интересами – нет. И, получив указание в одном кабинете, например, у Ермака, надо будет зайти еще в пару кабинетов, например, к Арсену Борисовичу или Шефиру, где, во-первых, согласовать вопрос превращения зайчиков в белочек, а во-вторых, узнать конкретные механизмы превращения. Что касается НАБУ и САП, то тут вообще непонятно, как и чем их контролировать и мотивировать. Прийти-то на совещание они пришли, за столом с видом лихим и придурковатым посидели. Но никаких гарантий использования их как карающего меча нет и быть не может.

Сытник – это не меч, а детская игрушка лизун (слайм). Сдавливаешь его в одном месте – он сдавливается, но выпячивается в другом. И работает Сытник исключительно в режиме пиар-агентства с оперативно-розыскным департаментом. Может устроить громкое задержание, Альперина, например, но заканчивается оно всегда тихим освобождением. Может придумать дело, как с "Роттердам+"!, и расследовать его три года, периодически проводя выемки документов и заявляя о выходе на финишную прямую, но передавать такое дело в суд нельзя, потому что развалится. Может троллить и торговаться с Коломойским. Перечень услуг широк, но работы в качестве системного репрессивного органа в нем нет, и КПД невысок. А вот крыша – очень высокая, настолько, что уволить его нельзя даже после попадания в реестр коррупционеров.

Назар Иванович тоже – явно недооцененная Венедиктовой фигура. Непотопляемый аппаратный кот, который лежал на коленях у Шокина, Луценко и Авакова, и бегал между льющихся на него струек. Усидевший в кресле, несмотря на то, что его отставки прямо требовала посол США.

Слаженной работы САП и НАБУ при действующих руководителях не было, нет и не будет. Даже сейчас, когда открытого противостояния нет, Холодницкий говорит, что уволить Сытника не позволяет закон, но любого прокурора бы за это уволили. И что в деле рюкзаков наивная САП поверила НАБУ. А в деле Свинарчуков даже не подозревали о наличии материалов у НАБУ.

Открытием производства против Гончарука Холодницкий демонстрирует готовность зачищать соросят. Но ключевое слово здесь именно – демонстрировать. В стремлении власти продемонстрировать, что пришел злой и страшный серый волк и сейчас начнется – слишком много театральности и слишком мало ресурса, как в постах Портнова.

Украина – страна договорняков, консенсуса олигархов и внешнего влияния. Свежий пример. Несколько месяцев вся коломойская конница билась в конвульсиях – увольте немедленно Сытника, потом бах – сигнал три зеленых свистка, и в излияниях Дубинского наступает гормональная пауза. Как, впрочем, и у Сытника – то он рассказывает про «одного олигарха» и бодрит дело по «Укрнафте», то плавает безмолвной рыбкой в аквариуме Холодницкого.

При Зеленском консенсус олигархов как наше управленческое все только усугубился – президент лично раздал главам ФПГ рычаги параллельной власти в регионах. И поэтому смешно слышать, что одна группа влияния сейчас начнет масштабные репрессии, а прочие это позволят, понимая, что могут быть следующими. И еще смешнее слышать, что будут возвращены некие выведенные из Украины деньги. Это чьи же? Януковича, адвокат которого работает в ГБР? Коломойского, люди которого в Кабмине, Раде и прокуратуре? Бахматюка, бывший менеджер которого стал министром? Или, может, самого президента из белизского оффшора? А было бы логично начать с вершины этой пирамиды.

Страсти