В фильмографии этой актрисы – более 40 работ, но больше всего она запомнилась зрителям по своим «сказочным» ролям – Аленушки в фильме «Финист – Ясный Сокол», принцессы в фильме «Принцесса на горошине» и Снегурочки из «Ледяной внучки». В 1970-1980-х гг. новые фильмы с участием Светланы Орловой выходили ежегодно, а потом она неожиданно пропала с экранов. Как сложилась судьба актрисы после того, как она ушла из кино.
В юности Светлана Орлова не мечтала об актерской профессии. Светлана родилась в Калининграде, а выросла в Казахстане, куда семья переехала, когда ей было 5 лет. Там девочка начала посещать хореографический кружок во Дворце культуры. Однажды в Алма-Ату приехали педагоги хореографического училища при Большом театре, которые обратили внимание на талант юной танцовщицы и пригласили ее на учебу в Москву. Это был первый, но не единственный счастливый случай, который решил дальнейшую судьбу Орловой. Когда она училась в Москве, к ним в училище однажды пришла ассистентка режиссера с киностудии, которая искала изящную девочку с аристократическими чертами. На тот момент такая практика уже была достаточно распространенной – если в театральных училищах не удавалось найти подходящие типажи, их нередко искали среди «балетных». Так в кино пришли Светлана Дружинина, Наталья Аринбасарова, Людмила Савельева и др.
Позже Орлова говорила: «Сейчас думаю, что балет здорово закалил мой характер, научил сдерживать чувства и взвешенно относиться к своим словам и поступкам. Ставлю цель и к ней иду, сбить с пути или переубедить меня невозможно. Я живу по своим принципам и правилам, от которых не отступлюсь. Но принципы эти в целом просты: делать то, к чему лежит сердце, заниматься своей жизнью и не лезть в чужую, если не просят. А еще с благодарностью принимать все возможности, которые преподносит судьба».
График занятий и репетиций в хореографическом училище был очень напряженным, и Светлана так уставала во время многочасовых тренировок в классе у станка, что даже не думала о чем-то другом, кроме танцев. Поэтому на пробах она не старалась привлечь к себе внимание и не произвела впечатления на режиссера. К тому же его удивило то, что в 13 лет она прочитала незамысловатые детские стихи. Ее попросили в следующий раз подготовиться получше и выучить что-то другое. Орлова отнеслась к этой просьбе без энтузиазма, но ее дисциплинированность не позволила ей отказаться. И хотя она снова не прилагала должных усилий, режиссер Борис Бунеев обратил внимание на ее выразительные глаза и решил рискнуть, доверив дебютантке главную роль в своем фильме «Хуторок в степи» по роману Валентина Катаева. Так, еще в школьном возрасте, Светлана Орлова начала сниматься в кино.
Ее дебют оказался успешным, и за первой ролью последовали другие. В 1974 г. Орлова окончила хореографическое училище и должна была по распределению вернуться в Казахстан, чтобы выступать в местном оперном театре, но тут ее судьбу вновь решил счастливый случай – в этот момент ей предложили главную роль в фильме-сказке «Финист – Ясный Сокол». На роль Аленушки Орлову утвердил знаменитый режиссер Александр Роу, который готовился снимать еще одну сказку. Но до начала съемок он не дожил, и работу над фильмом вел его ученик – Геннадий Васильев.
Партнером Орловой по съемочной площадке стал Михаил Кононов, сыгравший в фильме роль писаря Яшки. На тот момент он уже был настоящей звездой экрана после главной роли в «Большой перемене», но держался очень просто и все время пытался развеселить молодую актрису, у которой, как ему казалось, были слишком грустные глаза. Он рассказывал ей «соленые» анекдоты, а она хохотала. Съемки проходили в подмосковной деревне, и актеров поселили в крестьянских избах. Орлова жила вместе с гримером Зоей Федоровной в комнатке над пристройкой для птицы. Однажды ночью они услышали шум на крыше – Кононов выпил лишнего и решил навестить девушку. Но вместо нее выглянула соседка. На вопрос о том, что он там делает, актер со смехом ответил: «Вы посмотрите, какая луна! Вот, решил полюбоваться – отсюда лучше видно».
В образе Аленушки она запомнилась зрителям всего СССР. Эта роль стала судьбоносной не только в ее кинокарьере – во время съемок Светлана случайно познакомилась со студентом мединститута Юрием, мать которого работала редактором в Госкино. Вскоре он стал ее мужем и помог ей устроиться в ансамбль «Эстрадные узоры» при Росконцерте. Орлова начала ездить с гастролями по всей стране. Параллельно она продолжала сниматься в кино, с каждым годом предложений поступало все больше, и вскоре Светлана ушла из ансамбля и сосредоточилась на съемках.
Лучше всего актрисе удавались сказочные героини: грустная принцесса в фильме «Принцесса на горошине», девица-красавица в «Подарке черного колдуна», Снежная Королева в «Удивительных приключениях Дениса Кораблева», Любаша-Снегурочка в «Ледяной внучке», придворная дама в «Ученике лекаря». Некоторые из этих работ были отмечены призами на международных кинофестивалях: «Ледяная внучка» была награждена «Тремя золотыми слонами» в Индии, а «Принцесса на горошине» и «Финист – Ясный Сокол» – призами в Испании. Красавицу-актрису приглашали на кинофестиваль во Франции, но Министерство культуры СССР не дало ей возможности туда съездить.
Яркая внешность позволила ей реализоваться не только в актерской профессии. В 1970-1980-х гг. Светлана Орлова работала фотомоделью в объединении фоторекламы при Внешторге. Она участвовала в показах в качестве манекенщицы и снималась для плакатов и журналов мод. Ее портреты в шубах, бриллиантах и вологодских кружевах отправляли за границу как рекламу советского товара.
В конце 1980-х гг. сказка в ее жизни внезапно закончилась. В 35 лет ее муж скончался из-за сердечной недостаточности. Светлана на тот момент была беременна. Растить сына, появления которого они так долго ждали, ей пришлось самостоятельно. В кинематографе грянул кризис, и Орлова оказалась невостребованной в профессии. Ей предлагали только сценарии с откровенными сценами, а после ролей сказочных героинь соглашаться на подобные работы она считала просто недопустимым. Новое время диктовало новые требования. На год Орлова уехала в Югославию преподавать хореографию в школе искусств. А после возвращения получила профессию тренера по аэробике и открыла свой класс спортивной аэробики и шейпинга.
Ее последней работой в кино стал фильм «Под знаком Скорпиона» в 1995 г. С тех пор Светлана Орлова не появлялась на экранах, но с актерской профессией навсегда не попрощалась – она участвовала в новогодних представлениях на Воробьевых горах, где вновь играла сказочных персонажей.
Сегодня Светлана Орлова преподает в частной школе актерское мастерство, а также продолжает вести занятия по спортивной аэробике. О завершении кинокарьеры актриса никогда не жалела – она всегда считала съемки своеобразной игрой и временным занятием. В одном из интервью Орлова призналась: «Сказка закончилась. То кино, в котором мы работали и жили, умерло. Пришли ушлые люди и все испортили, развалили. Современный кинематограф существует по принципу «сляпали картинку, выбросили на экран, получили деньги – и вроде бы справились»… Зачем мне такое кино?».