За годы своей необыкновенно интересной жизни он снял множество прекрасных фильмов. А уж сколько баек за это время набралось!
Данелия и театр
Однажды, когда Данелии было шесть или семь лет, он заболел малярией. Доктор выписал ему таблетки и предупредил родителей, что моча от них окрашивается в синий цвет.
Вскоре бабушка повела мальчика в театр — во МХАТе показывали «Синюю птицу». В антракте пошел в туалет, встал у писсуара... И вдруг услышал, как хорошо поставленный мужской голос у него за спиной произносит: «Не верю!» Обернулся — оказалось, это изумленный Станиславский! Режиссер уверяет, что не выдумал эту удивительную историю. Он даже хотел заменить в рассказе Станиславского на менее известного актера или режиссера, чтобы история выглядела более правдоподобной. Но потом оставил все как есть: «Не поверят, ну и пусть!»
Данелия и папа
Как-то в ранней молодости, оставшись без копейки, Данелия послал отцу телеграмму: «Потерял все деньги». Ответ не заставил себя долго ждать: «Зашей карман».
Данелия и прекрасная дама
Георгий Николаевич (тогда Гия) влюбился в некую даму, прекрасную и недоступную. Долго безуспешно ухаживал за ней и в конце концов добился благосклонности. К свиданию он готовился с волнением и предчувствием радости долгих и серьезных отношений. Даже цветы купил. Подходя к дому, который находился на Маяковке, над бывшим тогда магазином «Грузия», прихватил в этом самом магазине бутылку коньяка «Енисели» просто так. Для букета. (Пить не будем. Просто посидим.)
Дама его ждала, однако Гия столь долго мечтал об этом моменте, что несколько оробел. И для храбрости выпил рюмочку. После другой, третьей робость постепенно уступила жизнелюбию.
— Хорошо сидим!
Эту фразу из «Осеннего марафона» он, возможно, и не произнес, но подумал наверняка. Неприступный предмет его долговременного обожания был на расстоянии вытянутой руки, но рука была занята стаканчиком. Вечер складывался как нельзя лучше, да и ночь обещала радость, и Гия решил ее не оттягивать.
— А теперь давай поедем во Внуково, там ресторан работает круглые сутки. Посидим хорошо. Наверняка увидим кого-нибудь из друзей.
— Лучше останемся здесь, — сказала слегка фраппированная таким поворотом событий долгожданная прекрасная дама.
— Ладно, — согласился Гия, — тогда я поеду один.
Данелия и «звезда советского кино» Рене Хобуа
Почти во всех фильмах Георгия Данелии в титрах указан актер Рене Хобуа. При этом никто из зрителей не может точно сказать, кого же он играет. А самое интересное в том, что этот загадочный Рене Хобуа никогда в фильмах Данелии не снимался. Более того, актером он тоже никогда не был.
В конце 60-х Данелия вместе с Резо Габриадзе работали над сценарием фильма «Не горюй!». В одной из тбилисских гостиниц они познакомились с Рене Хобуа — строителем из городка Зугдиди, приехавшим в столицу Грузии в командировку.
У сценаристов было несколько версий сюжета фильма, поэтому они решили узнать мнение простого зрителя и пригласили Хобуа в качестве «эксперта» послушать разные варианты сценария. Бедолаге, плохо понимавшему русский язык, пришлось несколько часов сидеть и слушать две версии будущего фильма. На вопрос, какой из сценариев понравился больше, Рене Хобуа, подумав, заявил: «Ориве (Оба)».
На этом мучения «эксперта» не закончились, ему предложили прослушать несколько сцен, которые планировали добавить в сценарий. Хобуа начал активно отказываться от своей почетной миссии, уверяя, что плохо понимает по-русски и не сможет дать сценаристам квалифицированной консультации.
Возмущенный Данелия спросил: «Если не понимаешь, зачем хвалил?». Ответ строителя был краток «Такие люди написали! Как не хвалить?».
Хобуа начал спешно собираться, объясняя, что он приехал в Тбилиси за стройматериалами, дело срочное, но из-за сценаристов никак не может попасть на прием к высокому чиновнику. А на родной стройке в Зугдиди сотни людей ждут материал.
После ухода Хобуа, Резо Габриадзе, в качестве компенсации за потерянное время, предложил включить фамилию строителя в список актеров. Причем, одним фильмом все не ограничилось, фамилия Хобуа упоминается во всех последующих фильмах Данелии. Сам режиссер вспоминал, что только через двадцать лет монтажер фильма Татьяна Егорычева спросила: «А кого у нас играет Хобуа?». Пожалуй, будет не лишним вспомнить, в каких фильмах «снимался» известный актер Рене Хобуа: «Не горюй!», «Совсем пропащий», «Афоня», «Мимино», «Осенний марафон», «Слезы капали», «Кин-дза-дза», «Паспорт», «Настя», «Орел и решка», «Фортуна». Любая звезда экрана может позавидовать такому богатому послужному списку!
Данелия и Бельмондо
Для съемок фильма «Слезы капали» нужна была машина «Запорожец». На этом автомобиле герой заезжал в лужу и проваливался в яму. Съёмочной группой решили купить машину в комиссионном магазине, а после съемки привести в порядок и сдать обратно. Им сказали, что для этого директор «Мосфильма» Сизов должен написать письмо директору комиссионного магазина
Сизов подписал письмо. Отвезли. Директор комиссионного сказал, что он эти вопросы не решает: это теперь в ведении министра финансов (очередь за «Запорожцем» была длиной в два года). Сизов подписал письмо и министру, но сказал, что лучше будет, если это письмо отвезёт Данелия министру сам. К тому времени фильм снимали фильм в Калуге. (Ехать из Калуги три часа и обратно столько же.) В понедельник Данелия объявил выходной и поехал к министру. Тот принял, посмотрел письмо и сказал, что, к сожалению, оно не по адресу. Эти вопросы решает министр торговли. И Данелия вернулся в Калугу.
Напротив гостиницы, в которой съёмочная группа жила в Калуге, стоял кинотеатр, в котором все время показывали французские фильмы с Бельмондо.
В тот вечер Данелия пошел в кино, и на экране актер Жан-Поль Бельмондо на шикарной белой машине, когда то ли убегал, то ли гнался за кем-то по дороге, стукнул три машины и вдребезги разбил свою.
Написали письмо министру торговли. Сизов подписал. Приехал к министру в назначенное время. Министра не было, но секретарь сказал, что министр с вопросом ознакомился и просил передать, что, к сожалению, ничем не может помочь: этими вопросами теперь ведает Моссовет.
Данелия вернулся в Калугу. Пошел в кино.
В этой картине Жан-Поль Бельмондо играл полицейского, и, когда на своей полицейской машине гнался за преступником, он подрезал автобус, автобус выскочил на встречную полосу и разбил вдребезги машин двадцать. И все иномарки!
Написали письмо председателю Моссовета Промыслову. Тот назначил время. И Данелия поехал в Москву. Промыслов принял, сказал, что любит фильм «Я шагаю по Москве», но помочь не может. На неделе вышло постановление, что вопросы очереди в автомобильные комиссионные магазины решаются только на уровне Совета Министров СССР и «пусть Коля обращается к ним». (Коля — это Николай Трофимович Сизов, который несколько лет был заместителем Промыслова)
Очевидно, каждый человек в какой-то степени мазохист. Потому что, вернувшись в Калугу, Данелия опять пошел в кино. И там увидел, как этот красавец, супермен, секс-символ Жан-Поль на роскошной яхте выскочил на берег, въехал в витрину автомобильного салона и начал крушить «роллс-ройсы».
Данелия не выдержал и ушел. «Запорожец» они так и не купили.
Выкрутились так: уговорили звукооператора Женю Федорова одолжить свой новый «Запорожец». Вытащили оттуда сиденья, сняли переднее стекло и вставили битое, которое удалось купить на базаре. Выкопали яму, затолкали туда машину и залили ее водой до окон.
А сняли кадр так: арендовали еще один «Запорожец» такого же цвета. В него посадили Леонова и Толубеева. Включили камеру, «Запорожец» с актерами выехал из кадра. В кадре остался кран с ковшом. Потом звуки: удар, лязг, звон. Крановщик высовывается из будки, смотрит. Камера панорамирует, и все видят «Запорожец», тот, который залили водой, а из него вылезает дублер Леонова.
Данелия и «Машина времени»
Из воспоминаний Данелии о съемках фильма «Афоня»:
— Танцы договорились снимать ночью, в зале клуба имени Крупской в Текстильщиках. Я попросил, чтобы были современные музыканты. Привели группу, главный — курчавый лохматый парень. Худющий. Одеты небрежно, держатся независимо.
Спросили, сколько заплатим, и сказали, что сыграют. Оказалось, что мы пригласили сниматься самые популярные и самые запрещенные в те времена группы. Первая группа была «Машина времени» Макаревича, а вторая — «Аракс» Шахназарова. Теперь я очень горжусь, что «Машина времени» дебютировала в фильме «Афоня».
Данелия и Министерство обороны
«После выхода фильма „Кин-дза-дза“ ко мне обратился американский режиссер с предложением делать спецэффекты для его картины. Сказал, что его впечатлило, как у нас летает пепелац. А я ему: „А там нету спецэффектов. Военные дали нам гравицаппу. Мы поставили ее на декорацию, и она летала. Вы обратитесь к русским военным. Это их разработки. А то вдруг я вам тайну расскажу. У нас с этим строго, меня будут считать шпионом“. Он и обратился», — рассказывал Данелия.
По его словам, американец действительно обратился в Минобороны, откуда Данелии потом позвонили и попросили «не валять дурака».
Данелия и Обама
Уже в 2010-е Данелия рассказывал в интервью, что слышал беседу одной российской журналистки с сестрой Барака Обамы. Та спросила: «Что ваш брат знает про Россию?» Сестра ответила: «В доме родителей была русская кассета с каким-то идиотским фильмом, который он смотрел бесконечно. Потом на все вопросы Барак отвечал: «Ку!»