«Несокрушимый оптимизм и неуместные высказывания» — об избрании Бориса Джонсона

«Несокрушимый оптимизм и неуместные высказывания» — об избрании Бориса Джонсона

Борис Джонсон избран главой правящей Консервативной партии. Это значит, что в среду бывшего главу МИД и экс-мэра Лондона объявят премьер-министром Великобритании. Джонсон выступает за выход из Евросоюза 31 октября, даже если не удастся договориться с Брюсселем. Однако он неминуемо столкнется с сопротивлением парламента и в том числе с сопротивлением собственных однопартийцев, которые не приемлют «жесткий» вариант Брекзита. Обсуждаем перспективы Бориса Джонсона на посту премьера с французской специалисткой по британской политике, преподавательницей в Университете Пикардии Софи Лусуарн.

-За Бориса Джонсона проголосовали 66% его однопартийцев. Почему он так популярен среди рядовых активистов-консерваторов, но менее популярен среди своих высокопоставленных однопартийцев?

Софи Лусуарн: Он популярен среди активистов Консервативной партии, потому что он очень харизматичный и уверенный в себе. У него несокрушимый оптимизм и бьющая через край энергия, которые дают ему способность убеждать. С 2001 по 2008 год он был депутатом от округа Хенли, с 2008 по 2016 год — мэром Лондона. Его все-таки переизбрали на должность мэра. При нем Лондон с успехом принял Олимпийские игры. Два года он был министром иностранных дел. И, кстати, вызывал много споров, делая порой неуместные высказывания.

Он встретит сопротивление в Палате общин со стороны собственных коллег-однопартийцев — бывшего генерального прокурора Донимика Грива, министра финансов в правительстве Терезы Мэй Филипа Хэммонда, бывшего министра финансов Кеннета Кларка. Они любой ценой хотят потопить идею Брекзита без соглашения.

У Бориса Джонсона задача не из легких, учитывая раскол в стране, учитывая позицию Шотландии, которая желает остаться в Европейском союзе, учитывая проблему Северной Ирландии.

Может ли Борис Джонсон сейчас столкнуться с такими же проблемами, что и Тереза Мэй, учитывая, что у него нет большинства в парламенте?

Я думаю, что он будет вести себя по-другому. Получиться ли у него добиться компромисса? Это вполне возможно. С другой стороны, Борис Джонсон объявил в ходе своей предвыборной кампании и в выступлении после оглашения результатов выборов, что он хочет увеличить затраты на образование, инфраструктуру, безопасность, в интернет-технологии. У него есть проект для Великобритании. Он хочет любой ценой вывести страну из Евросоюза, за что британцы проголосовали на референдуме 23 июня 2016 года. Он не хочет больше затягивать этот процесс, и хочет реализовать Брекзит до 31 октября.

Времени осталось мало. В этот четверг парламентарии уходят в отпуск до 3 сентября. Европейский союз тоже уходит в летний отпуск. Времени для переговоров мало. Не исключено, что на этих выходных он пригласит Жан-КлодаЮнкера в свою резиденцию. И отправится в Белфаст, Кардифф и Эдинбург, дав сигнал, что он хочет «спасти стены королевства».

Не сплотит ли еще больше оппозицию его жесткая позиция относительно Брекзита?

Возможно, оппозиция усилится. И в этом случае не исключено, что будет организован второй референдум о Брекзите. Но с большой долей вероятности можно сказать, что результат будет такой же, и большинство британцев снова выскажутся за выход Соединенного Королевства из ЕС.

Как сообщает «Би-би-си», противники Брекзита и часть консерваторов, выступающих против «жесткого» Брекзита, могут обратиться с просьбой к королеве Елизавете II с тем, чтобы она вмешалась и попросила Европейский союз снова отсрочить Брекзит. Насколько такой сценарий видится вам реалистичным?

Такой сценарий совсем не реалистичен. Королева никогда не вмешивалась в политические дела, даже во время референдума о независимости Шотландии. Тогда, выходя с мессы недалеко от замка Балморал (частная резиденция британской королевской семьи в Шотландии — RFI), королева призвала «хорошо подумать» о последствиях голосования. Но она не вмешивалась в политику и никогда этого не делает. Она выше политических партий.

С другой стороны, депутаты-консерваторы могли бы объединиться с другими политическими силами. Например, с лейбористами или либеральными демократами, которые недавно избрали нового лидера Джо Суинсон, первую женщину на этом посту. Ей 39 лет, она выиграла эти выборы и попытается определить роль либеральных демократов. Мы сейчас наблюдаем перестройку британского политического пейзажа.

Можно ли ожидать, что с Борисом Джонсоном на посту премьера как-то изменятся российско-британские отношения? Или в ближайшее время он будет заниматься исключительно вопросами Брекзита?

Я думаю, что приоритетом для Бориса Джонсона будет выход из Евросоюза и переговоры по торговым соглашениям с Соединенными Штатами. Я не думаю, что в краткосрочной перспективе российско-британские отношения как-тоизменятся. Я думаю, что Борис Джонсон будет сближаться с Дональдом Трампом, который поздравил его с избранием и который поддерживал его кандидатуру на пост главы Консервативной партии во время своего визита в Великобританию в начале июня.

Оппоненты часто сравнивают Бориса Джонсона и Дональда Трампа. На ваш взгляд, такие сравнения имеют место быть?

Да, это два популиста, которые говорят о любви к родине, ставят свои страны на первое место и говорят о необходимости защищать национальные интересы, вернуть себе контроль и величие Великобритании и Соединенным Штатам: «America first», «Britain first».