Мы бы хотели, чтобы на этот скандал кто-то посмотрел со стороны. Есть ли вообще границы у самоиронии? До какой степени можно себя высмеивать и перед кем?
Это два очень связанных друг с другом вопроса. Нет границ у самоиронии. Никаких запретных тем для сатиры, по крайней мере на мой вкус, нет. Кто-то будет счастлив от этой шутки, кто-то поёжится, а кто-то будет оскорблён. Это нормально. Мы прошли историю с «Шарли Эбдо» и много говорили на эту тему. Нет запретных тем. Не нравится — не выписывай журнал, не ходи на «Квартал 95».
Но тут вопрос еще и в том, перед кем выступаешь. Это было выступление в Юрмале перед российской публикой в том числе.
Тут много ниточек заплетено, и я бы хотел их расплести. Это разные темы, и когда они в скандале сваливаются в одну, и все идут стенка на стенку по принципу «свой-чужой», то ничего хорошего не получится, истины тут не добиться и к ней не приблизиться. Есть первая тема: это тема дозволенного для сатиры, для самоиронии. Мой ответ: нет никаких запретов. Можно всё и можно как угодно жёстко. Не нравится — не читай, не смотри. Вой, который поднимается в ответ на шутку, в ответ на сатиру, это вой человека, которому не понравилось свое отражение в зеркале, как правило, именно так. На этот случай у Пушкина сказано: «Приятно, если он, друзья, завоет сдуру: «Это я!» Вот этот вой сдуру, когда «патриоты» немедленно начинают на любую шутку в адрес нации выстраиваться в стройные ряды и идти тевтонской свиньей атаковать сатирика, это прискорбно. И тут надо поставить двойную тактовую черту: с этой темой для меня все понятно. Это люди, которые устраивают уже государственный скандал, а не вкусовой. Потому что если он просто вкусовой, как я уже сказал, то ты просто перестаешь смотреть — и все. И рейтинги падают.
Это первая тема, а вторая?
А вторая вот какая. У того же Пушкина сказано в знаменитом письме Плетневу: «Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног — но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство». О чем это? О том, что можно сколь угодно резко отзываться о себе, о своем Отечестве — и ни один «патриот» не вправе тебя одергивать и учить тебя патриотизму. А дальше уже вопрос этики и вопрос того же вкуса. Условно говоря, я сам с удовольствием рассказываю еврейские анекдоты, в том числе самые жёсткие. В иных компаниях мне кажется это совершенно уместным. Но на концерте самодеятельности охранников Освенцима смех над еврейскими анекдотами и национальными качествами евреев мне показался бы неуместным. Я думаю, что «Квартал 95» исполнил свой номер немного на автопилоте, не придав значения этической составляющей. Мне кажется, мы имеем дело просто с этической промашкой. Но эта этическая промашка — ничто по сравнению с воем и призывами к расправе, которые раздались в их адрес по этому поводу.
«Громадское на русском» 13 сентября 2016 года