Все-таки этот Байден какой-то непонятливый. Владимир Александрович Зеленский был вынужден в который раз заявить, что Соединенным Штатам нужно задуматься над своим поведением и что-то, наконец, сделать, чтобы Украина оказалась в НАТО.
Так и сказал журналисту CNN, видимо, в надежде, что Джо передадут: «Если они видят Украину в НАТО, они должны сказать это прямо и сделать что-то, не словами».
В состоявшемся до этого телефонном разговоре глава Белого дома проявил обескураживающую непонятливость. Еще в первые дни после инаугурации нового американского президента Зеленский в интервью тамошнему новостному сайту Axios начал теребить Байдена: «У меня есть очень простой вопрос: господин президент, почему мы до сих пор не в НАТО?». Казалось, у того было достаточно времени, чтобы подготовить достойный и исчерпывающий ответ, покаяться, но, позвонив в начале апреля в Киев, американец начал вилять, выкручиваться и перекладывать вину с больной головы на здоровую. Дескать, «центральными для евроатлантических стремлений Украины» являются борьба с коррупцией и «реализация программы реформ, основанной на общих демократических ценностях».
В результате у Владимира вопросы как были, так и остались. Буквально, как в той песне: «Я понял: это намек, я все ловлю на лету, но непонятно, что конкретно ты имела в виду?».
Президента Украины можно понять. Уже без малого два десятка лет прошло с 23 мая 2002 года, когда на заседании СНБО президент Кучма впервые заявил, что надо двигать в Альянс: «Мы знаем, что внутри НАТО никто никогда не воевал. И я хочу, чтобы мы никогда не воевали – вот главная цель нашей политики. Это прагматическая цель. Это в интересах всех украинцев, потому что европейскую безопасность без Украины не построишь». А Марчук, который работал тогда Даниловым, вообще рубанул: «В связи с изменениями ситуации в Европе дальнейшее соблюдение Украиной политики внеблоковости бесперспективно. А в отдельных случаях и вредно». Душевно так выступали. А НАТО все нет. Два Майдана и война ничего не поменяли ни по части реформ, «основанных на общих демократических ценностях», и в деле борьбы с коррупцией, так с чего бы нынче ждать перемен? К чему эта наивность? Лучше помогите материально.
Наши устремления в НАТО настолько неудержимы, что на седьмом году войны заместитель начальника Генерального штаба ВСУ Сергей Наев даже сообщил, что «все военнослужащие, начиная от солдата до генерала, будут постепенно изучать английский язык, чтобы знать и уметь использовать штабные документы. И чтобы можно было нормально общаться во время международных учений». А директор Департамента военного образования и науки Министерства обороны Украины Владимир Мирненко анонсировал появление мобильных бригад преподавателей английского языка прямо в военных частях. Планируется, что заработают центры по изучению английского языка для сержантов. Кто же не знает, что у сержантов язык особенный?
Теперь-то дело пойдет. Польется над полигонами и над окопами вольная английская речь. Не об этом ли мечтали Кучма и Марчук в далеком 2002 году? Смахнут старики подкатившие слезы. А с 2025 года, грозят нынешние военные руководители, военнослужащий без знания инглиша не сможет рассчитывать на повышение. Ну, как бы не сможет. Кто из нас не сдавал этот «Ландн из зе кэпитал», а уж в армии процедура сдачи чего угодно отлажена почище построения на плацу.
Это ли не воля к альянсу, скажи, американец? Да только разве сухаря Байдена этим проймешь…