Вашингтонский федеральный суд отклонил оба иска Лаборатории Касперского, требовавшей объявить противоречащим конституции прошлогодний американский закон об удалении софта российской компании из информационных систем и компьютеров всех ведомств правительства США.
Предсказывают, однако, что удалить его весь в срок будет невозможно.
Меры против продукции Касперского были приняты из опасения, что она может использоваться в интересах российских разведслужб, которым его компания не может отказать по закону.
В исковом заявлении отмечалось, что в результате американского запрета на ПО Касперского компания несет убытки. Федеральная судья Колин Коллар-Котелли согласилась в своем 55-страничном решении, что «защитные меры» американского правительства и конгресса вполне могут иметь для кого-то нежелательные последствия. Судья, однако, заметила, что «это не делает их противоречащими конституции».
Она добавила в другом месте, что эти меры имели незначительные последствия, а именно «лишили большую многонациональную корпорацию лишь одного небольшого источника дохода».
По данным самой лаборатории, в 2016 году федеральное правительство США заплатило ей за лицензии менее 54 тысяч долларов.
Лаборатория Касперского заявила после решения судьи, что она им опечалена и будет «энергично реализовать свое право на апелляцию». Она в очередной раз отвергла обвинения в том, что занимается кибершпионажем для российских властей.
Коллар-Котелли заявила в своем решении, что меры против компании Касперского были приняты в США не для того, чтобы ее наказать, а для того, чтобы исключить «предполагаемую угрозу кибербезопасности для нашей страны».
Как отмечает газета «Уолл-стрит джорнэл», это лишь последняя из серии неудач, постигших в этом году Лабораторию Касперского, «которая не смогла развеять опасения, что она – вольно или невольно – промышляет шпионажем для Кремля».
Эта газета сообщила еще в октябре, что хакеры, которые, как подозревают, работали на российское правительство, в 2014 году взломали домашний компьютер подрядчика сверхсекретного Агентства национальной безопасности США Нгиа Хоанга Пхо посредством антивирусного софта Касперского. Они похитили детальное описание методов, с помощью которых АНБ проникает в компьютерные сети иностранных государств.
Компания признала, что действительного позаимствовала секретные файлы у этого человека, но заявила, что это произошло по ошибке в ходе рутинного сканирования для выявления злокозненных программ.
Как говорилось в ее прошлогоднем блоге, когда Касперский понял, что случилось, он приказал немедленно стереть похищенные документы. «Архивом не делились с третьими лицами», - заверила Лаборатория.
Компания Касперского объявила, что потратит 12 млн. долларов на перевод своих ключевых операций в Швейцарию, который будет завершен в конце 2019 года.
Как замечает «Уолл-стрит джорнэл», часть экспертов не уверена, что переезд Касперского на новое место защитит их от любопытства российских спецслужб.
На днях на сайте The Daily Beast появился пространный эксклюзив под заглавием «Правительство США не может удалить спорный софт Лаборатории Касперского из своих сетей». Данный на это срок истекает 1 октября.
По сведениям сайта, антивирусная программа россиян «сидит глубоко в толще американской инфраструктуры – в роутерах, брандмауэрах и в другом оборудовании – и никто не знает, как от нее избавиться».
У продукции Касперского хорошая репутация среди специалистов по кибербезопасности, но силовики говорят о ее связях с российской разведкой и утверждают, что сотрудники ФСБ сидят в ее московской штаб-квартире.
Как практически все антивирусные программы, софт Касперского имеет полный доступ к компьютеру, на котором он установлен. Он может читать все файлы и, в зависимости от конфигурации, отправлять их на серверы Касперского в России.
В отличие от сентябрьского распоряжения МВБ, которое требовало лишь удаления ПО, носящего имя Касперского, и было относительно легко выполнить, принятый конгрессом закон требует удаления любых программ Лаборатории, сидящих в изделиях других производителей, которыми пользуются наши чиновники и военные.
Список их велик и впечатляющ; он включает таких гигантов, как Amazon и Microsoft, и таких производителей электроники, как D-Link, Check-Point и Allied Telesis.
Не исключено, что все программы Касперского так и не будут полностью изъяты в назначенный срок.