"НЕВИДИМАЯ РУКА РЫНКА" - Юрий Христензен

"НЕВИДИМАЯ РУКА РЫНКА" - Юрий Христензен

Когда написал про коррупцию в советской торговле, как она после распада СССР постепенно сошла на нет, читатели заметили в комментариях - "Это же просто, у нас появился свободный рынок!" Когда написал, что свободный политический рынок является необходимым и достаточным условием победы над коррупцией, читатели ответили - "Ты нас дуришь, это не может быть так просто!"

Рынок - это не просто. Как работают приказы и отрубание рук человечество понимало тысячи лет назад. Как работает невидимая рука рынка мы впервые узнали только во второй половине 18 века из работы Адама Смита под названием "Исследование о природе и причинах богатства народов". А о том, как построить богатство с помощью рынка, многие народы не догадываются до сих пор.

--
Давайте на примере Украины попробуем разобраться, чем отличается свободный рынок товаров и услуг, на котором коррупция если и есть, то находится на приемлемом уровне, от политического рынка Украины, на котором коррупция цветет и пахнет, несмотря на майданы, электоральные бунты, "Прозорро", НАБУ, САП, НАЗК, приказы, указы и клятвенные обещания депутатов и президентов.

В Украине есть свободные конкурентные выборы, которые являются необходимым условием обмена ожиданий избирателей на политические услуги. Но нет второй составляющей "невидимой руки рынка" - рациональных действий миллионов игроков. На политическом рынке мы ведем себя, как слепые котята, которые руководствуются эмоциями и политической рекламой продавцов.

--
Кусок мамонта человек обменял на собранные корешки миллионы лет назад. А свободным выборам в Украине всего тридцать лет. Учимся мы медленно, потому что поручая политикам расходовать бюджетные деньги мы не так мотивированы, как доставая деньги из собственного кармана. К тому же, политиков мы всегда покупаем в кредит, узнавая о качестве товара в лучшем случае через год.

Это приводит к тому, что, например, на продуктовом рынке мы тратим деньги рационально, но крайне нерационально на политическом рынке. Чтобы понять разницу представьте, что раз в пять лет мы заносим на рынок крупную сумму денег, руководствуясь лишь рекламой продавцов. А затем вынуждены покупать у них товар, не имея возможности ни поменять, ни контролировать продавца.

--
В этих условиях мы опираемся на опыт, полученный в СССР. Пытаемся строить аналоги ОБХСС, прокуратуры и "Народного контроля". Считаем репрессии единственным способом борьбы с коррупцией. И отказываемся понимать, что все это уже было. Директоров советских магазинов сажали, но они продолжали воровать. Потом снова устраивались на работу, потому что других просто не было.

Невидимая рука рынка направляет к богатству и благополучию лишь те нации, которые научились рационально выбирать своих политиков. В Европе на это ушли сотни лет. Но у Украины нет столько времени. И если продукты мы покупаем каждый день, то политиков нам необходимо научиться покупать, выбирая их раз в пять лет. А значит учиться придется не только во время выборов.

Юрий Христензен