Большой весенний поход Владимира Зеленского за справедливостью набирает новые обороты. Самый крупный трофей – это, конечно, Виктор Медведчук. Рикошетом сильно посекло и Петра Порошенко. Вот-вот внесет свой посильный вклад в проблемы прежнего президента судья Чаус, зависший в тайном пространстве между Украиной и Молдовой. Сейчас взялись за Виталия Кличко, тоже фигуру не из последних, что гарантирует приличный резонанс.
С резонансом во всех случаях дело пока обстоит лучше, чем с судебными перспективами, но у нас к этому давно привыкли и не особенно рассчитывают на профессиональное следствие и справедливый приговор. Не настолько мы продвинулись к цивилизованному государству. Удастся как следует попортить кровь оппоненту и подорвать политические перспективы – уже хорошо, уже недаром. Сбить с потоков – вообще блеск. Особенно если сбившему удается их оседлать.
Что обращает на себя внимание в этом непрекращающемся сеансе наездов и разоблачений – отсутствие позитивного героя. Не жалко вообще никого: ни казаков, ни разбойников. Все обиженные заслужили больше, чем получают. Выигравшие вызывают не больше симпатий, чем проигравшие. Отсутствие настоящего наказания приводит к выводу, что следовало бы строго наказывать и наказывающих, но ведь некому. Безбрежное поле коррупции и беззакония никак не родит украинского комиссара Катани. Болеть не за кого. Не за судью же Чауса. Не за новых же смотрящих и распределяющих. Поэтому хочется громко и яростно болеть против всех.
На этом фоне особенно дико смотрятся те, кто все еще умудряется болеть за своих, вернее, за своего, невротично выискивая в сгнившей системе основания для собственной веры. Признаться самим себе в том, что таких оснований нет и не было, очень некомфортно. Настаивать – все очевиднее глупо. Кризис политической идентичности неуклонно нарастает наряду с сопровождающим его сильным стрессом, который в свою очередь порождает новые глупости.
Каждое следующее заседание Совета национальной безопасности и обороны отправляет в сортир украинской политики очередную порцию дрожжей. Назвать происходящее зачисткой или даже очищением очень сложно, с какой стороны ни посмотри, откуда ни понюхай. От справедливости в этом процессе только вот это выворачивание закулисной требухи наружу, показательное разоблачение до самого грязного споднего. И никаких проблесков грядущей чистоты.
В завтрашнем отчете о проделанной работе Владимир Зеленский может смело заявлять о главной заслуге: наглядно показал невозможность прежнего политического существования. Но Украина страна невозможного. Мы так можем еще очень долго. С запахами свыкаешься. А некоторые без них и вовсе уже не могут.