Зеленский хочет навесить на частную компанию ДТЕК государственные шахты, которые давно надо закрыть к чертовой матери. Но закрыть их не популярно. А значит надо навесить олигарху. А там есть варианты. Но государство уже не причём. Т е вместо того, чтобы сделать важную и нужную реформу, государство в лице президента прячется в кусты, а ему оказывает услугу олигарх. Конечно же, от чистого сердца. Как со скорыми. И риторика по созданию государственных комитетов - это уже из раннего Кучмы. Или позднего коммунизма.
Что может сделать ДТЕК с этими шахтами? Если их надо навешивать олигарху в нагрузку, значит прибыльными их сделать нельзя. Иначе бы их и так купили на приватизации. А значит они убыточны по определению, как ты не повышай их эффективность. А значит либо олигарх должен оплачивать их из своего кармана. Либо потом просто закроет.
Если план в том, что олигарх их закроет потом, то это лицемерие. Не закрывать самому, а прикрыться частной инициативой. При этом, шахтеры окажутся просто на улице, ведь не будет государственной программы по их адаптации к новым условиям. А если олигарх обещает продолжать содержать эти шахты, то значит он подписывается под будущими финансовыми затратами. Постоянными. Большими.
Олигархи - не добрые дяди. Они никогда не сделают того, что им не выгодно. И президент это должен понимать. А значит он понимает, что эти убытки им надо будет компенсировать. Во много раз. Каким образом? Например, более высоким тарифом. Или дотациями. Есть много способов. И за все из них заплатят украинские налогоплательщики. Заплатят гораздо больше, чем будет стоить программа по закрытию шахт и профессиональной переподготовке шахтеров. Но для того, чтобы закрывать шахты нужно иметь яйца, как у Маргарет Тетчер. А чтобы договорится с олигархами, ничего особо не надо.
А пока Зеленский намекает что независимый институт – Антимонопольный комитет, будет не против. Т е президент прямо признается, что будет давить на независимый антимонопольный комитет. И заставит их закрыть глаза на нарушение антимонопольного законодательства. Что это вообще было? Что это за явка с повинной? Это прямое чистосердечное признание в преступлении.
И может быть условие не признания ДТЕК монополистом – это именно новый вариант социальных обязательств. Т е президент знает что ДТЕК монополист, что это искажает конкурентный рынок, но закрывает на это глаза, потому что Ахметов помогает решить ему его проблему. Личная проблема Зеленского. Шахтеры. И политические потери в результате закрытия шахт. Личные потери Зеленского. Которую ему помогает решить Ахметов. Это коррупция. В чистом виде. И что, означает ли это, что если ДТЕК откажется, то антимонопольный комитет примет другое решние и признает компанию монополистом? Но какое доверие теперь будет у такого решения?
Ограничение импорта электроэнергии - это тоже плата? Если да, то как на счет интеграции украинской системы в европейскую? Потому что не брать электричество из России - это правильно. Но может цена услуги - это Украина остается отдельно. И без европейского импорта в будущем? Ну чтобы у ДТЕК оставались деньги поддреживать убыточные шахты?
И что, в следующий раз, когда антимонопольный комитет не признает монополистом тот же ДТЕК, например, или не обратит внимание на монополию в производстве ферросплавов, мы должны понимать, что делает это он по просьбе президента? Которому потребовалась услуга от олигарха? И который за это готов простить олигарху что-то? Это такая деолиграхизация на марше? Это верховенство права? Это разрушения любого доверия к институтам. Это анти реформы. И в этих анти реформах президент признается лично. Не стесняясь.
ДТЕК отказался. ДТЕК молодцы. По крайней мере в этом. Но что теперь будет делать президент? Убеждать ДТЕК с помощью визитов СБУ, как было на Криворожстали? Или делать новое предложение олигарху, от которого уже не захочется отказываться?