Новости из США - 24 марта

Новости из США - 24 марта

Рашагейт.
Генпрокурор Барр направил председателям и заместителям председателей юридических комитетов Палаты Предтавителей и Сената свое четырехстраничное резюме по отчету спецпрокурора Роберта Мюллера о проведенном расследовании. Ссылка на оригинал документа в первом комментарии к этому посту.
Генпрокурор сообщил, что расследование спецпрокурора велось в двух направлениях.
Первое направление - расследовалось вмешательство России в выборы и (главным образом), состояли ли Трамп или представители его предвыборного штаба в заговоре с представителями российских властей с целью координации вмешательства России в выборы.
Второе направление - расследовалось, препятствовал ли президент правосудию.
По первому направлению было выявлено, что Россия в лице ольгинской фабрики троллей с одной стороны вела массирванную кампанию дезинформации и пропаганды через социальные сети и другие интернет-платформы, а с другой стороны - офицеры российской разведки взломали почтовые ящики видных функционеров демократической партии и серверы ее Национального комитета, похитив оттуда большое кличество документов и распространив их затем через WikiLeaks.
Барр заключает в своем резюме, что спецпрокурор не нашел в результате расследования, что Трамп или представители его предвыборного штаба состояли в заговоре с российскими властями с целью координации вмешательства России в выборы.
В части препятствования правосудию спецпрокурор собрал свидетельства и факты, но, следуя правилам министерства юстиции, предложил генпрокурору и его заместителю делать выводы о том, следует ли обвинить президента в препятствовании правосудию. Дальше следует своеобразная юридическая казуистика.
Генпрокурор Барр и его заместитель Розенстайн пришли к выводу, что президенту не может быть предъявлено обвинение в препятствовании праваосудию, поскольку его действия не могли быть вызваны желанием воспрепятствовать расследованию заговора его и сотрудников его предвыборного штаба с Россией, поскольку такого заговора, как выясниллсь в ходе первой части расследования, не было.
Если перевести с казуистического языка на человеческий, то это означает, что спецпрокурор Мюллер собрал данные о возможном препятствовании президентом правосудию и не нашел оснований утверждать, что такого препятствования не было. Не нашел и не утверждал, что Трамп не препятствовал правосудию. Решение о том, что президенту не могут быть предъявлены обвинения приняли генпрокурор Барр и его заместитель Розенстайн, а не спецпрокурор Мюллер. Мотив Барра и Розенстайна - президент не мог препятствовать правосудию, поскольку не было заговора между ним и Россией. Однако Мюллер не сделал вывода о том, что перзидент не препятствовал правосудию и не реабилитировал его.
Далее Барр объясняет, что части отчета спецпрокурора могут быть засекречены на осовании разных кодексов, правил и инструкций, и что он будет еще изучать, что может быть открыто, а что нет.
Спецпрокурор и его офис в ходе расследования провели около 500 обысков, допросили около 500 свидетелей, издали более 2800 повесток. Спецпрокурор предъявил обвинения 37 фигурантам, в том числе 26 гражданм России и шести людям из ближнего круга Трампа, в том числе бывшему председателю его предвыборного штаба и его заместителю и бывшему советнику по национальной безопасности. Семь обвиненных признали себя виновными, Манафорт был признан виновным судом присяжных.
О реакции на это резюме генпрокурора Барра.
Трамп в восторге. "No collusion, no obstruction!". Тут небольшая проблема. Барр не сказал, что не было collusion (сговора, который не является преступлением). Он сказал, что не было conspiracy (заговора. который является преступлением). А это разные вещи.
Председатель юридического комитета Палаты Представителей Джерольд Надлер заявил, что комитет будет требовать предоставления Конгрессу полного текста отчета Мюллера и всех собранных доказательств и свидетельств. Ясно, что за это предстоит большая борьба. Судя по всему, на данный момент Барр собирается скрывать доказательства и материалы собранные офисом спецпрокурора, как скрывать и сотавленый Робертом Мюллером отчет. Раз собирается скрывать, значит, там есть много того, что Трампу очень не хотелось бы делать известным как Конгрессу так и публике.
Для тех, кто ждал, что Трампу предъявят обвинения: это невозможно в принципе ввиду действующих правил министерства юстиции от 1973 года.
Для тех, кто ждал, что расследование Мюллера приведет к импичменту и отстранению Трампа от должности. Очень давно понятно, что это тоже невозможно. Импичмент бессмыслен, если нет голосов в Сенате за признание президента виновным и отстранение его от должности. При наличии республиканского большинства в Сенате и полной поддержке республиканскими сенаторами президента таких голосов не было, нет и не будет. Это было совершенно ясно уже давно.
Для тех, кто думает о выборах 3 ноября 2020 года. Нет и не было никаких соменеий, что кандидатом республиканцев будет Трамп. Чтобы победить его демократам в любом случае нужны кандидат и программа не в стиле "не-Трамп" и "а он с Россией сговорился", а конструктивный кандидат с конструктивной программой, которые смогут убедить большинство непартийных, независимых избирателй в штатах с непостоянными политическими симпатиями проголосовать за их кандидата и их программу потому что это что-то изменит к лучшему в их жизни.

Igor Aizenberg