Новости из США. Главное к концу недели, 9 сентября 2023 - Igor Aizenberg

Новости из США. Главное к концу недели, 9 сентября 2023 - Igor Aizenberg

Слава Україні!

Слава захисникам України та усієї сучасної цивілізації!


Сегодня в выпуске:

• Новости пятницы и субботы – судебные новости Трампа и его подельников

• Саммит G20 в Дели: что такое G20, почему невозможно ждать от его саммитов значимых политических деклараций и зачем нужны такие саммиты.

* О новостях пятницы и субботы.

- Окружной федеральный суд в Атланте отказал бывшему руководителю аппарата трамповского Белого Дома Медоусу в смене юрисдикции его уголовного дела со штатной на федеральную и переносе рассмотрения дела в федеральный суд. Медоус мотивировал свое требование тем, что во время совершения инкриминируемых ему действий был служащим федеральной исполнительной власти.

Закон позволяет смену юрисдикции, если преступление было совершено в связи с исполнением служащим федеральной власти своих служебных обязанностей (например, гипотетически можно представить, что агент ФБР, преследуя преступника, по ошибке застрелил или ранил кого-то, федеральный служащий получил в каком-то штате взятку за то, что воспользуется своим положением для решения каких-то вопросов в пользу взяткодателя, и так далее).

Однако, суд не согласился с доводами Медоуса, поскольку ни оказание давления на власти Джорджии с целью заставить их фальсифицировать выборы в пользу Трампа, ни даже вообще любая деятельность, связанная с выборами, не входит в должностные обязанности руководителя аппарата Белого Дома. Служащим федеральной исполнительной власти запрещено законом участвовать в избирательных и любых других политических кампаниях во время исполнения ими служебных обязанностей, как запрещено и пользоваться федеральной собственностью и федеральными ресурсами для участия в политических кампаниях.

Медоус тут же заявил, что подает апелляцию на решение окружного суда.

В четверг вечером адвокаты Трампа уведомили суд, что и Трамп, вероятно, потребует перенести его дело в федеральный суд. У обвиняемых есть для этого 30 дней с момента предъявления обвинения. Нет сомнения в том, что Трамп предъявит это требование, как и в том, что сделает он это в последний день. Затягивание любых дел – излюбленная, годами используемая и проверенная тактика Трампа. Он использует судебную систему для того, чтобы бороться с ней же, с правосудием. Нет сомнения и в том, что в случае отказа окружного и апелляционного судов, он дойдет до Верховного Суда. Рассмотрение всех его апелляций – это минимум месяцы, много месяцев. Единственное, что ему нужно для затягивания всех дел – большие деньги на адвокатов. Они у Трампа есть: сотни тысяч его сторонников исправно переводят ему миллионы долларов.

А смены юрисдикции обвиняемые добиваются по двум причинам: они надеются на лучший для себя состав присяжных в федеральном суде, поскольку в суде округа Фултон присяжными будут местные жители, подавляющее большинство которых на выборах голосовали за Байдена. Вторая причина: они надеются, что если дело будет передано в федеральный суд, то даже если он их осудит, Трамп или любой другой республиканец, став президентом, их тут же помилует. В юрисдикции же Джорджии для того, чтобы обращаться за помилованием к штатной комиссии по помилованию, нужно отсидеть минимум пять лет, либо отсидеть полностью меньший срок.

- Опубликован полностью отчет специального большого жюри, созданного для расследования, которое проводила окружной прокурор Фани Виллис и которое привело к предъявлению обвинения в Джорджии Трампу и его 18 подельникам. Отчет показывает, что большое жюри рекомендовало предъявить обвинение еще двум десяткам людей, включая республиканского сенатора Линдси Грема, двух бывших (в ноябре-декабре 2020 года действующих) республиканских сенаторов от Джорджии Лефлер и Перду, близкого к Трампу на протяжении многих лет, в том числе и сейчас, юриста Эпштейна, действующего вице-губернатора Джорджии Джонса. Скорее всего Фани Виллис посчитала, что у нее нет доказательств вины этих фигурантов, достаточных для того, чтобы их приняло единогласно жюри присяжных (что является необходимым условием признания обвиняемых виновными). Специальное большое жюри, рекомендуя предъявить обвинения этим фигурантам, не было единодушным в вынесении этой рекомендации. Однако, для рекомендации о предъявлении обвинений в отличие от вынесения обвинительного приговора, единогласного решения присяжных не требуется.

* О саммите G20 в Дели.

- Сначала о декларации саммита, в котором нет осуждение России за агрессию против Украины, а вместо этого есть общие слова об уважении к Уставу ООН и территориальной целостности и сожаления о жертвах. Представляется, однако, что совершенно невозможно ожидать от декларации саммита, в котором участвует Россия, осуждения российской агрессии. Даже если бы России там не было, Китай также выступал бы против включения пункта об осуждении России и ее агрессии. Выбор, очевидно, был между отсутствием какого-либо итогового документа вообще, либо о таком документе, который устроит всех участников. Решение было принято в пользу второго варианта. Очевидно, этого добивался хозяин саммита, премьер-министр Индии Моди, который хотел показать себя успешным международным лидером.

- Теперь собственно о G20. Контуры этой неформальной организации были очерчены в 1999 году. В связи с тогдашними глобальными экономическими проблемами страны с наиболее развитыми экономиками договорились обсуждать экономические проблемы. После тяжелого мирового экономического кризиса 2008 года саммиты G20 на высшем уровне собираются ежегодно. Встречаются также министры иностранных дел и финансов стран G20. В неформальную группу входят 19 стран и ЕС. Теперь в нее вошел и Африканский Союз, хотя эта организация в отличие от ЕС, является чисто политической. ЕС – это гораздо более прочное объединение стран с общим экономическим пространством, полностью свободным рынком труда внутри него, без внутренних границ между подавляющим большинством стран, с множеством общих норм и правил, которым должны следовать все участники, с наднациональными органами, которым страны-участницы делегировали решение и регулирование очень многих вопросов.

В G20 входят две большие группы стран, которые, как это совершенно очевидно, придерживаются разных систем ценностей. В отличие от G7, в которую входят семь стран, являющихся демократиями с наиболее развитой экономикой. Но все эти страны придерживаются одной ценностной системы – демократия со всеми ее атрибутами, права и свободы человека, свободная рыночная экономика. G20 создавалась не как политическое объединение, а как площадка для обсуждения прежде всего экономических проблем странами с разными политическими системами, с разными системами ценностей, но с наиболее развитыми экономиками. И совершенно очевидно, что не приходится ожидать того, что эти две группы стран – развитые демократии и все остальные (включая две огромные диктатуры – Россию и Китай) могут прийти к общему мнению по любому значимому политическому вопросу в сегодняшнем мире, в котором происходит непримиримое противостояние между демократиями и автократиями.

Страны G7, Южная Корея, Австралия и ЕС – это 10 членов G20, являющихся демократиями. Но остальные 10 членов – это Россия, Китай и страны глобального Юга (к которым де-факто следует относить и Турцию), часть из которых, если даже имеет демократическую форму правления, испытывают сентименты по отношению к России, не могут избавиться от постколониальных комплексов по отношению к коллективному Западу или стремятся быть «и тут и там», например в таком, теперь уже расширенном объединении как БРИКС, которое политически является антизападным и в котором главные роли играют и будут стремиться играть Китай, Индия и Россия.

Поэтому, если кто-то ожидал от саммита G20 каких-либо политических решений, это были изначально напрасные ожидания. Принять значимые политические решения две группы стран с совершенно разной ценностной, а значит и политической ориентацией, не могут в принципе. Нельзя ожидать того, что невозможно.

А экономические проблемы обсуждать нужно. Чтобы избегать по возможности глобальных экономических кризисов и решать разные насущные общие проблемы. Такие, например, как изменение климата, пандемии опасных заболеваний.

- Еще подобные саммиты нужны как площадки для двусторонних встреч. И, конечно, например, президент Байден использовал такие встречи для того, чтобы снова попытаться убедить лидеров стран глобального Юга, что их позиция по отношению к агрессии России против Украины фундаментально неправильна, что невозможен «нейтралитет», когда есть агрессор, страна-террорист, совершающая ежедневно целенаправленные геноцидные акты государственного террора против другой страны и ее населения. Чтобы убедить их в том, что нельзя помогать агрессору-террористу торговлей с ним, нельзя позволять агрессору-террористу получать деньги для продолжения войны, нельзя поставлять ему ничего, что может помогать ему продолжать совершать ежедневные военные преступления. Как нельзя и позволять Китаю сделать себя его сателлитами, полностью от него зависимыми. Кстати, Индия за последние три месяца уменьшила закупки российской нефти, переориентировавшись на ближневосточную нефть. Поэтому такие двусторонние встречи, например Байдена с Моди тоже очень важны.

- Кстати, не далее, как всего несколько дней назад такие же важные встречи с лидерами стран глобального Юга проводила вице-президент Камала Харрис во время своего визита в Индонезию, где она участвовала также в саммите Организации стран юго-восточной Азии (ASEAN).

- Еще один аспект. Саммит был проигнорирован Си Цзиньпином. Китай впервые не был представлен на саммите G20 своим лидером. Это говорит о четырех вещах: 1) Си Цзиньпин не хотел, чтобы Нарендра Моди ощущал себя важным мировым лидером в качестве организатора саммита; 2) Не хотел встречаться с Джо Байденом, который не скрывал, что хотел бы встретиться с Си Цзиньпином; 3) Не хотел обсуждать реальные серьезные экономические проблемы Китая с лидерами других стран и прежде всего с лидерами стран G7; 4) Си Цзиньпин скорее всего делает ставку на расширенный БРИКС, как сообщество стран, альтернативное развитым демократиям, альтернативное Западу, и будет продолжать свою борьбу за господство в мире, стремясь доказать, что глобальные авторитаризм более жизнеспособен, чем демократия и сильнее ее.

Последнее говорит только о том, что свободный, цивилизованный мир должен быть сильнее, чем мир авторитаризма. Это цивилизационное противостояние является экзистенциальным. И свободный мир не имеет права в нем уступить.

Отсутствие на саммите путиина обсуждать нет смысла. Очевидно, что даже, если ему не грозит в какой-то стране арест по оредру международного уголовного суда, он будет избегать появляться там, где ему будут устраивать бойкот. Совершенно очевидно, что если бы он приехал в Дели, любые мероприятия, в которых он бы участвовал, бойкотировались бы лидерами девяти демократических стран и ЕС.

Следующий обзор новостей из США, во вторник вечером по американскому времени, если не будет никаких breaking news, будет посвящен тому, что происходит в американской внутриполитической жизни и той опасности, которую представляет собой правый популизм, вера в «сильную руку», стремление угодить диктаторам и вести с ними «business as usual». Кстати, ярким выразителем всех этих очень опасных идей является совсем не только Трамп, а, например, и Илон Маск. Но к этому вернемся во вторник.

Спасибо всем, кто прочитал. Берегите себя и своих близких. Берегите друг друга, помогайте друг другу. Здоровья всем.

Зло будет остановлено. И Добро победит. Иначе быть не может.

Українські Друзі, обіймаю та люблю вас усіх. Бережіть один одного, дуже вас прошу.

Україна є і буде завжди.

Зло буде переможене та покаране. І це неодмінно.