В среду и в четверг состоялись две важные пресс-конференции.
В четверг свою первую большую пресс-конференцию провел президент Байден. В среду, по окончании в Брюсселе встречи министров иностранных дел стран НАТО провел пресс-конференцию государственный секретарь Блинкен.
* Свою пресс-конференцию Джо Байден начал с того, что заявил о новой цели – сделать 200 миллионов прививок от коронавируса в первые 100 дней своего президентства. Президент еще в декабре, до вступления в должность, заявил о том, что одной из главных целей первых 100 дней его пребывания в должности будет сделать 100 миллионов прививок. Эта цель была выполнена досрочно, за 58 дней. Выполнена благодаря тому, что администрация очень серьезно занимается организаций прививок, привлекла к выполнению этой задачи военных и агентство по чрезвычайным ситуациям, создала по всей стране прививочные центры, к прививочной кампании привлечены также крупные аптечные сети по всей стране. Это позволило выйти на уровень около 2.5 миллионов прививок в день. И поэтому сделать 200 миллионов прививок к 1 мая, когда пройдет 100 дней со дня вступления президента в должность, - это абсолютно выполнимая задача.
* А затем Джо Байден ответил на вопросы десяти журналистов, многие из которых задавали по два вопроса. На темы внешней политики вопросов было только три.
Первый - о выводе войск из Афганистана к 1 мая. Вывести войска к 1 мая не представляется реальным, но через год, как надеется президент, американских войск в Афганистане не будет – этот вопрос и логистика вывода войск прорабатывается с союзниками по НАТО.
Второй – о Северной Корее и запуске ею двух ракет. Северная Корея нарушила резолюцию Совета Безопасности ООН. На ее неадекватные действия будут даваться адекватные ответы, в тесном взаимодействии с союзниками – Южной Кореей и Японией. Северная Корея остается очень серьезной угрозой безопасности США и их ближайших союзников.
И третий вопрос о внешней политике – это был вопрос о Китае. Президент Байден ответил на него очень развернуто, сказав о многом, об очень важном.
«У него (у китайского лидера Си Цзиньпина) нет демократичной косточки в теле. Но он умный, умный парень. Он один из тех парней, которые, как и путин, думают, что автократия - это волна будущего, а демократия не может функционировать в вечно сложном мире».
«Я сказал ему то, что уже говорил во время наших встреч - мы не стремимся к конфронтации, хотя мы знаем, что между нами будет очень, очень жесткая конкуренция. Между нами будет жесткая конкуренция, но мы будем настаивать на том, чтобы Китай играл по международным правилам: честная конкуренция, честные подходы, честная торговля».
«Для эффективной конкуренции мы собираемся эффективно вести дела с Китаем, и для этого нам потребуются три вещи. Во-первых, мы собираемся инвестировать в американских рабочих и американскую науку. Я говорил это на протяжении всей кампании и повторяю еще раз. И мы - и я настраиваю свою администрацию, чтобы иметь возможность делать это. Вы знаете, еще в 60-е годы мы инвестировали чуть более 2% всего нашего ВВП в научные исследования. Сегодня это 0.7%. Я собираюсь это изменить. Мы собираемся это изменить.
Чтобы владеть будущим, нужно им владеть в области технологий, квантовых вычислений и целого ряда вещей, в том числе в области медицины. Итак, что я собираюсь сделать, так это убедиться, что мы инвестируем (в науку) ближе к 2%.
Мы собираемся инвестировать в медицинские исследования – лечение рака, болезни Альцгеймера, диабета, в отрасли будущего в искусственный интеллект, квантовые вычисления, биотехнологии. И мы собираемся делать реальные инвестиции. Китай не инвестирует в нас с большой долей вероятности, потому что их план состоит в том, чтобы самим владеть этим будущим.
Второе, что мы собираемся сделать, это восстановить наши союзы. И я был с ним (Си Цзиньпином) предельно ясен, это не антикитайский подход.
Я хочу, чтобы все знали, что, например, позже сегодня, я собираюсь поговорить с главами 27 европейских государств.
А в начале этого месяца - и, очевидно, это привлекло внимание китайцев, я встретился с нашими союзниками и обсудил, как мы собираемся, сделать так, чтобы Китай отвечал за свои действия в этом регионе: Австралии, Индии, Японии и США - так называемый четырехугольник. Потому что нам нужно, чтобы демократии работали вместе.
Я собираюсь пригласить наших союзников из демократий приехать сюда, чтобы обсудить будущее. И мы ясно заявим, что собираемся сделать так, чтобы Китай отвечал за соблюдение правил».
«И третья вещь, и что мне нравится в общении с Си, это то, что он понимает - он не делает вид, что не понимает то, что я говорю, я сказал ему: лидер ни одной страны не может иметь поддержки, если он не представляет ценности страны. И я сказал: «И, господин президент, как я уже говорил вам ранее, американцы ценят понятие свободы. Америка ценит права человека. Мы не всегда оправдываем наши ожидания, но это наша система ценностей. Мы основаны на этом принципе. И пока вы и ваша страна продолжаете так вопиюще нарушать права человека, мы будем продолжать неумолимо привлекать внимание всего мира и разъяснять ему - разъяснять, что происходит».
Вот кто мы такие. И в тот момент, когда наш президент уходит от этих ценностей, как это сделал предыдущий президент, мы начинаем терять свою легитимность во всем мире»
«Так что я вижу жесткую конкуренцию с Китаем. У Китая есть генеральная цель, и я не критикую их за эту цель, но у них есть генеральная цель - стать ведущей страной в мире, самой богатой страной в мире и самой могущественной страной в мире. Этого не произойдет при мне, потому что Соединенные Штаты будут продолжать расти и развиваться»
«И это не значит, что я один принимаю решения; именно здесь я убежден, очень важно, что мы все (демократии) находимся на одной волне. Все на одной странице. Послушайте, я предсказываю вам, ваши дети или внуки будут защищать докторские диссертации на тему о том, кто добился успеха: автократия или демократия? Потому что речь идет не только о Китае
Ясно, абсолютно ясно - и большинство ученых, с которыми я имел дело, согласны со мной по всей стране, - что это битва 21 века между демократиями и автократиями, чтобы доказать, чья система лучше».
«Если вы заметили, Россия больше не говорит о коммунизме. Она говорит об автократии».
«А мы должны доказать, что демократия работает».
* А вот о чем днем раньше заявил в среду в Брюсселе государственный секретарь Блинкен.
«Итак, мы только что завершили два напряженных рабочих дня здесь, в НАТО, обусудив очень широкий круг вопросов, с которыми сталкивается Североатлантический союз, включая будущее нашего присутствия в Афганистане, новые угрозы со стороны России и Китая, пандемию COVID-19, климатический кризис.
Мы также сосредоточились на будущем НАТО, о том, какую работу мы должны сделать, чтобы Североатлантический союз оставался сильным и эффективным на десятилетия вперед. И мы заложили основу для предстоящего саммита на уровне наших лидеров, на котором будет проделана еще большая работа по укреплению Североатлантического союза и намечен единый пути вперед против угроз нашего времени.
НАТО было краеугольным камнем трансатлантической безопасности более 70 лет. Соединенные Штаты привержены этому альянсу сейчас и в будущем. И я приехал сюда, в Брюссель, чтобы проконсультироваться с нашими союзниками, потому что мы намерены работать с ними и нашими партнерами везде и всегда. Мы разделяем коллективную безопасность, стратегические интересы, долгую историю, связи между людьми и приверженность основным ценностям, включая демократию, права человека и верховенство закона. Короче говоря, мы все вместе. Таков дух статьи 5. Таков дух приверженности Соединенных Штатов НАТО.
Сегодня утром мы долго обсуждали Россию с нашими коллегами. Я думаю, что все мы ожидаем, что наши отношения с Россией останутся проблемой в обозримом будущем, но мы готовы к этому. И, в конечном итоге, я думаю, что мы можем надеяться на то, что отношения с Россией будут, по крайней мере, предсказуемыми и стабильными, и поэтому, учитывая это, мы намерены взаимодействовать с Россией, но таким образом, чтобы продвигать наши интересы, оставаясь при этом очень ясными в отношении вызовов, которые от нее исходят».
Отвечая на вопрос о «северном потоке-2», Тони Блинкен сказал:
«Германия - один из наших ближайших союзников, но у нас есть реальные разногласия по поводу «северного потока - 2» - это ни для кого не секрет. Но мы не позволим этому помешать нашей совместной работе над проблемой, которая имеет непосредственное отношение к гражданам обеих наших стран. И действительно, у меня были отличные беседы с Хайко Маасом (министром иностранных дел Германии) и с другими немецкими коллегами о нашей совместной повестке дня. Но верно также и то, что президент Байден в течение долгого времени очень четко высказывал мнение о том, что «северный поток - 2» - плохая идея. Я повторил это мнение непосредственно министру иностранных дел Маасу, а также дал ясно понять, что компании, занимающиеся строительством трубопровода, рискуют попасть под санкции США. Трубопровод разделяет Европу; он подвергает Украину и Центральную Европу опасности оказаться жертвами российских манипуляций и применения силы. Это идет вразрез с заявленными Европой целями в области энергетической безопасности. Я сказал, что мы продолжим отслеживать деятельность по завершению строительства или сертификации трубопровода, и, если такая деятельность будет иметь место, мы определим, к кому применять санкции. И для меня, я думаю, было также полезно иметь возможность обсудить напрямую все это с министром иностранных дел Маасом, просто чтобы прояснить нашу позицию и убедиться, что в ней нет двусмысленности, и именно это я сделал».
Государственный секретарь Блинкен в ответ на вопрос корреспондента Евроньюс о политике в отношении России и оценке российской угрозы:
«Это была большая тема обсуждения в НАТО на этой неделе. Я думаю, что ряд агрессивных действий России вызывают глубокую озабоченность. И, конечно же, в Соединенных Штатах у нас была кибератака SolarWinds, у нас было вмешательство в наши выборы, у нас были возможные вознаграждения за убийство наших солдат в Афганистане, и, конечно же, мы видели отравление и попытку убийства Алексея Навального с применением химического оружия, не говоря уже о продолжающейся агрессии России на востоке Украины. Все это, а также новые системы оружия, которые они разрабатывают, беспокоят не только нас, но и наших союзников и партнеров. И я думаю, что есть общая оценка проблемы, которую представляет собой Россия, а также общая приверженность совместным усилиям для ее решения. Я думаю, что у всех нас очень ясные глаза, поэтому мы видим нашу задачу».
И еще одна характерная цитата. Из заявления Высокого представителя ЕС по вопросам внешней политики Жозепа Борреля после встречи с государственным секретарем Блинкеном:
«Я рад видеть, что наша встреча подтверждает, что сильное парттнерство Европейский Союз-США имеет решающее значение для поддержки демократических ценностей, а также глобальной и региональной стабильности, процветания и разрешения конфликтов.
Мы приняли два важных решения.
Мы договорились начать диалог между Европейским союзом и США по Китаю в качестве форума для обсуждения всего спектра связанных с этим проблем и возможностей. Мы решили продолжить встречи на уровне высокопоставленных официальных лиц и экспертов по таким темам, как взаимность, экономические вопросы, устойчивость, права человека, безопасность, многосторонность и области конструктивного взаимодействия с Китаем, такие как изменение климата. Мы разделяем оценку роли Китая как партнера, как конкурента и нашего системного соперника, как мы привыкли говорить здесь, в Европе.
Мы в равной степени согласились - и это, возможно, наиболее важно - поддержать как можно более полное участие Соединенных Штатов в оборонной инициативе Европейского союза и расширить наш диалог по этим вопросам. Политика безопасности и обороны Европейского Союза способствует трансатлантической безопасности и предлагает конкретные возможности для нашего сотрудничества
Что касается России, мы договорились координировать наши усилия по противодействию конфронтационному поведению России и призвать Россию отказаться от этого пути. Мы продолжим работать вместе с восточными соседями Европейского Союза. Мы привержены поддержке демократических устремлений, суверенитета и территориальной целостности этих стран, прежде всего Украины. ЕС и США являются движущими силами в поддержке реформ, необходимых для экономического процветания региона».
Государственный секретарь Блинкен в ответном слове сказал, в частности:
«В заключение я бы сказал, что ранее сегодня у меня была возможность более подробно рассказать о том, как Соединенные Штаты подтверждают свою приверженность нашим альянсам и нашему партнерству, потому что, попросту, они жизненно важны для нашей внешней политики, они являются коренным источником нашей силы, и, опять же, они влияют на жизнь наших граждан, что, в конце концов, является тем, чем мы все занимаемся и чем нам нужно заниматься. Мы будем искать любую возможность консультироваться и сотрудничать с нашими союзниками и партнерами, чтобы убедиться, что эти отношения способны противостоять новым и возникающим угрозам и открывают новые возможности. И я знаю, что это проект, который поддерживает Европейский Союз».
* Что следует из всего этого? Америка вернулась после своего четырехлетнего отсутствия. Вернулась в качестве реального лидера демократического мира, основанного на ценностях свободы, демократии и прав человека. Вернулась, чтобы показать, что демократия, демократические страны лучше, эффективнее могут справиться с вызовами современности, чем авторитарные режимы. Вернулась, чтобы остановить наступление авторитаризма на демократический мир, чтобы сплоить этот мир, сделать его сильнее.
В четверг администрации Джо Байдена исполнилось только 65 дней. Но она уже успела сделать очень много. И она точно показала, какой будет ее внешняя политика. Укрепление НАТО, включая его дальнейшее расширение, всемерное взаимодействие с ЕС, со всеми демократическими странами. Поддержка демократии, соблюдения прав человека во всех странах. Жесткая экономическая и политическая конкуренция с Китаем. Очень холодные отношения с Россией, сводящиеся преимущественно к контактам с ней по вопросу контроля над ядерными вооружениями, противодействие ее агрессивным действиям.
На пресс-конференции Джо Байдену было задано много вопросов на внутриполитические темы – беженцы из центральноамериканских стран на границе, проблема филибастера в Сенате, принятие рядом «красных» штатов законов с целью максимально затруднить участие в выборах, реконструкция инфраструктуры, контроль над продажей оружия. Об американских внутриполитических новостях поговорим в субботне-воскресном обзоре.
Спасибо всем, кто прочитал. Берегите себя и своих близких. Берегите друг друга, помогайте друг другу. Здоровья всем.