Новые конкуренты РФ на газовом рынке

Новые конкуренты РФ на газовом рынке

Обсуждение перспектив развития отрасли состоится в рамках Третьего саммита форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ) в Тегеране.
Новый конкурент на подходе: Иран к 2020 году намерен нарастить добычу газа почти до 0,5 триллиона кубометров и стать ведущим игроком этого рынка. Арабская республика уже сейчас считается одной из крупнейших производителей топлива в мире (газовые запасы страны оценивают в 34 триллиона кубометров). А по данным британской ВР, это самые крупные залежи — 18% от мировых запасов, что на полтора триллиона кубометров больше, чем есть в России. Правда, у «Газпрома» другая информация — только свои запасы он оценивает в 36 триллионов кубов.

Тем временем Тегеран собирается довести к 2020 году объёмы добычи до 474,5 миллиарда кубов в год. Это почти в три раза превышает нынешнюю добычу и даже больше того, что сегодня извлекает «Газпром» (в текущем году он рассчитывает только на 427 миллиардов кубометров). Иран вообще делает ставку именно на экспорт газа — нефтяные месторождения на треть истощены, страна практически полностью газифицирована, сырьё просто некуда девать. Но это пока. Как только санкции снимут, это всё может пойти в Европу.

По данным Wall Street Journal, к 2030 году Иран сможет поставлять на рынок ЕС 25—35 миллиардов кубометров газа, а некоторые компании уже ведут переговоры с Еврокомиссией, планируя крупные инвестиции в иранский нефтегазовый сектор. Если сравнивать с объёмами «Газпрома», это не много – монополия поставила в 2013 году 161,5 миллиарда кубов. Но все же иранский газ может потеснить наш: ЕС давно хочет снизить зависимость от России.

Фото: РИА, М. Боговид

Кроме того, на этот рынок претендуют США. Буквально в феврале Литва получит из Штатов первую партию сжиженного природного газа. Планы такие: к 2019 году дойти до 60 миллионов тонн СПГ — это 84 миллиарда кубометров газа. Ресурсы есть: в ЕС стоят недозагруженными десятки терминалов по импорту такого топлива. Правда, тут у Москвы есть серьёзный козырь — СПГ дороже трубопроводного газа. Американское топливо может выиграть разве что разменяв политическую карту, но с коммерческой точки зрения поставки СПГ по цене ниже газпромовской принесут убытки.

Ещё один рынок сбыта, за который придётся побороться, — Китай. Поставку сжиженного природного газа из России в КНР будут расширять, в том числе с проекта «Ямал СПГ», как заявил глава Минэнерго Новак.

А ещё есть «Сила Сибири» и «Сила Сибири — 2». С последней, правда, есть проблемы. Рост спроса на газ в Китае замедляется. По данным BP, в 2012—2013 годах потребление газа в Китае росло на 12—13%, в 2014-м рост составил 8,5%, а в первом полугодии этого года — плюс только 2%. Пекин пересматривает прогнозы и затягивает подписание контракта по новому газопроводу. Специалисты отмечают, что «Газпром» предлагает высокую цену, объясняя её дороговизной строительства. Китай, в свою очередь, предлагает объявить открытый тендер, чтобы предложить услуги своих компаний и сделать цену более прозрачной.

Фото: РИА, А. Никольский

На Китай, кстати, претендует ещё и Туркменистан — это основной рынок сбыта для страны. Республика намерена до 2030 года нарастить объёмы экспорта газа за рубеж до 180 миллиардов кубических метров, в основном за счет КНР. И сюда же присматривается Иран. Говорят, даже пути нашли —достроить магистраль до Пакистана и продлить её до Индии и Китая. Тут важно отметить, что с КНР у Ирана неплохие отношения. Они не прерывались на санкции. Плюс там есть деньги, а Тегерану так не хватает сейчас инвесторов...

Ну, правда, это ещё не все проблемы. Иран значительно отстал в технологическом плане за время жизни под санкциями. А низкие цены на сырьё не воодушевляют бизнес быстро расставаться с деньгами.

Словом, схватка за лидерство на мировом газовом рынке не будет лёгкой.

lifenews.ru