"НОВЫЕ ЛИЦА vs НОВЫЕ ПОЛИТИКИ" - Юрий Христензен

"НОВЫЕ ЛИЦА vs НОВЫЕ ПОЛИТИКИ" - Юрий Христензен

По самым оптимистичным прогнозам в Украине сейчас примерно 15% избирателей с демократией в голове. За их голоса конкурируют 5+ политических сил, которые можно назвать новыми и демократическими. Это тоже оптимистичный прогноз, потому что политическими силами их пока можно считать довольно условно, и вот почему.

Если 15% разделить на 5+, получится 3-% на каждую из новых политических партий. Реально меньше, потому что не все избиратели с демократией в голове пойдут на выборы. Соответственно, ни одна из потенциальных демократических сил не сможет конкурировать с политическими брендами, которые окучивают 85% избирателей.

Выбор, который на поверхности - объединиться. Но это сложно по ряду причин. Во-первых, украинское выборное законодательство заточено под политические бренды. Во-вторых, у нас нет программных партий, а лидерским сложно договориться. В третьих, уровень субсидиарности лидерских партий не способствует объединению на местах.

Есть другой вариант - координация усилий. То есть, каждая демократическая партия продвигает своего кандидата, но они договариваются о некотором перечне совместных действий. Во-первых, они не выдвигают двух кандидатов по одному округу. Во-вторых, они идут общим информационным фронтом в протестном голосовании.

В идеале это работает следующим образом. На парламентских выборах наши 5+ партий выставляют одного сильного кандидата по каждому округу. Не важно, от какой партии он будет, важно, чтобы он не конкурировал на этом округе с другими демократическими кандидатами за голоса 15% избирателей с демократией в голове.

В информационном пространстве все эти кандидаты позиционируются теми, кем они есть - новыми лицами. Важно, чтобы это позиционирование шло со стороны всех 5+ демократических партий. Можно просто создать шпаргалку для избирателя, в которой указать перечень новых лиц, номер округа и номер в списке.

Все это может сработать, пока преобладает протестное голосование против "старых" партий. В этом случае достаточно создать простое и понятное предложение "новых лиц". Но новых эффективных политиков мы при этом не получим. Они должны выкристализоваться в процессе политической конкуренции новых партий.

--
Так когда же появятся новые эффективные политики?!

1. Когда у нас появится 30% избирателей с демократией в голове.

2. Когда наши 5+ партий научатся координировать свои усилия.

3. Когда 30% избирателей с демократией в голове дружно придут на выборы.

4. Когда 5+ партий получат значимое количество мандатов.

5. Когда 5+ партий поконкурируют между собой не на уровне "новых лиц", а в реальной политике.

О том, что появились новые эффективные политики, мы узнаем по переходу от голосования за меньшее их двух зол к выборам лучшего из лучших. В стандартных условиях это должно произойти в районе 2030-2040 гг. В условиях войны чуть раньше, потому что общество быстрее взрослеет. Если кто-то хочет еще быстрее, читаем пп. 1-3.

Не забываем про п.5. Координация усилий не должна мешать здоровой политической конкуренции. Тогда и программы реальные появятся, и визия, и KPI, и новые эффективные политики, которые будут в состоянии это все реализовать. Раньше, увы, не получится. Волшебная щука есть только в сказках про Иванушку-дурачка.

--
Примечание

При правильной информационной кампании и качественной координации усилий, к 15% избирателей с демократией в голове можно добавить значимое количество сторонников волшебной таблетки. Как только появится возможность сменить власть, они с радостью к ней присоединятся. Это приблизит п.4 и немного приблизит п.5.

Юрий Христензен