Академия кинематографических искусств и наук, ответственная за вручение голливудских премий “Оскар” на этой неделе неожиданно заявила, что с 2024 года фильмы будут номинироваться на премию “Оскар” только в том случае, если они будут соответствовать определенным критериям многообразия.
Проще говоря, фильм может победить в номинации “Лучший фильм года” - самой желанной из всех “Оскаров” - только в том случае, если он отвечает, по крайней мере, двум из четырех критериев, включая наличие “ведущего актера или актера второго плана из группы этнических меньшинств”, “30% менее значимых ролей, которые играют женщины, представители ЛГБТ, инвалидов или этнических меньшинств”, или гарантирует, что “по крайней мере 30% членов съемочной группы фильма - из недостаточно представленной группы”.
То, как представители всех этих групп могут чувствовать себя, оказавшись согнанными в одну кучу, аппаратчики голливудского культпросвета не объясняют.
Такая политкорректная ерунда уже некоторое время грозила полыхнуть в Академии киноискусств. В последние годы ни одна церемония вручения “Оскара” не проходила без того, чтобы “прогрессивные” активисты не начинали бы истерично писать в твиттере с хэштегом “ОскарТакойБелый”, чтобы подчеркнуть якобы имевшее место ущемление этнических меньшинств на церемонии.
В другую эпоху, когда преобладал здравый смысл, можно было ожидать, что Голливуд отреагирует на это безумие твердым заявлением: “Мы награждаем совершенство - и больше ничего”. Но нет.
Сегодня поклонники и критики могут считать, что фильм - лучший фильм года, но если он не проходит по определенным категориям, предназначенным для того, чтобы шумное меньшинство прогрессивных активистов почувствовало себя хорошо, у него нет никаких шансов.
Ведь эти новые правила созданы не только, чтобы дать черным актерам и женщинам-режиссерам справедливые шансы в бизнесе - это-то поддержали бы все разумные люди. Вместо этого нам предлагают инструмент, предназначенный для контроля над художественным контентом, который был бы вполне уместным в коммунистическом Китае.
Кроме того, действительно ли сегодняшние фильмы настолько этнически однообразны? В последние годы поток "разнообразных" фильмов - от "Лунного света" и "Сельмы" до "Убирайся" и "Черной пантеры" - стал мировым хитом, при этом Голливуда даже не потребовалось создавать для них искусственное преимущество.
Что еще более важно, приходило ли в голову кому-нибудь из этой мощной голливудской бригады “пробудившихся”, что они тоже воплощают собой всевозможные предрассудки? В 2003 году во время церемонии вручения “Оскара” осужденный насильник детей Роман Полански был удостоен “Оскара” за фильм “Пианист” - и ему стоя аплодировали такие голливудские знаменитости, как Мерил Стрип, Мартин Скорсезе и Николас Кейдж.
И как показал скандал с Харви Вайнштейном, в Голливуде все всегда крутилось вокруг денег. Так что, когда Фабрика Звезд берет на себя роль нравственного арбитра, это, мягко говоря, вызывает удивление.
В результате, вполне предсказуемо, что новое руководство также изобилует противоречиями, как и все другие лицемерные кампании по борьбе за моральную чистоту.
Всего несколько лет назад Hollywood Reporter опросил группу руководителей студий и лауреатов премии “Оскар”, попросив их назвать свои любимые фильмы. В результате был составлен список, который большинство из нас, вероятно, выбрало бы тоже - “Крестный отец” и “Инопланетянин”- только два для примера.
И все же, сколько из этих бесспорно великих фильмов не пройдут сито новых правил? Даже “Касабланка” может не выдержать, несмотря на прекрасную игру афроамериканского актера Дули Уилсона в роли Сэма, потому что съемочной группе, возможно, не хватило бы операторов звукозаписи из ЛГБТ или микрофонщиков-инвалидов с Тихоокеанских островов. (Серьезно: новые правила на самом деле включают категорию для жителей тихоокеанских островов).
Голливуд больше не видит себя в бизнесе популярных развлечений. Это любящий читать нравоучения культ, навязывающий нам представления о том, что правильно, а что нет.
Весьма непонятно, как должна процветать свободная и игривая фантазия - корень всего вдохновляющего искусства - при этом новом режиме.
Итак, похоже, что нас отправляют в будущее, наполненное такими фильмами, как недавний бессмысленный и снисходительный женский римейк “Охотников за привидениями”.
А пока давайте потоскуем по тем дням, когда, как когда-то мечтал Мартин Лютер Кинг, о вас будут судить по вашему характеру и достижениям, а не по цвету кожи.