Новый Кабинет — это, по сути, коалиционное правительство, включающее в себя представителей разных лагерей: людей, ассоциирующихся с Порошенко, Гройсманом, Коломойским, «БПП» и «Народным фронтом». Его ведет одержавшая победу на выборах «СН», хотя первых лиц из «СН» — людей, выигравших выборы, — в правительстве нет. В этом я вижу аномалию и отклонение от европейской демократической традиции.
Арсен Аваков, по всей видимости, — самый независимый и самый сильный игрок в этом правительстве, и с ним придется считаться всем, даже несмотря на то, что и он, и его «НФ» проиграли выборы. Его назначение в новое правительство — демонстрация и признание того, что Аваков, в сущности, построил свое частное силовое государство внутри публичного государства, и он вместе с этим частным государством не по зубам ни президенту, ни правительству.
Все эти факторы делают и новое правительство (и самого президента) слабым ab initio (лат. с самого начала).
В этом правительстве есть умные, образованные и способные люди. Их первостепенные задачи — закончить войну, найти формулу мира со всеми соседними государствами, построить систему, обеспечивающую экономическое процветание украинской нации, а также ограничить монополии государства и олигархов, поскольку они мешают созданию эгалитарного и справедливого общества.
Эти задачи были бы очень сложными для любого правительства. Поскольку новое правительство не шло на выборы одной партией и не получало политического мандата на какой-либо определенный способ решения упомянутых выше задач — оно всегда будет зависеть от назначившего его Офиса президента. Президент, в свою очередь, будет зависеть от политических и геополитических течений. Поэтому решить эти задачи правительству в таком положении будет крайне сложно.
Во многом их успех будет зависеть от личных бойцовских качеств и умения быть принципиальными и независимыми. Складывается впечатление, что одним из критериев по отбору кандидатов у президента Зеленского было именно отсутствие таких качеств у кандидатов: он выбирал тех, кем ему легко будет руководить. В этом и кроется запрограммированная ошибка нового правительства и сформировавшей его президентской администрации.
Я предполагаю, что члены правительства выйдут с рядом интересных инициатив, но многие из них так и не будут доведены до конца. Они окажутся достаточно шумными — им надо будет пытаться добиться признания и доверия людей. Иногда даже будет казаться, что они ведут предвыборную кампанию.
Им под силу будет провести определенную модернизацию государственного аппарата и дигитализацию его сервисов, а также поменять стиль работы правительства. Я ожидаю определенной дерегуляции. Все это будет достаточно прогрессивно.
Но в то же время я не ожидаю ни значимых экономических прорывов, ни радикальных изменений в обществе или в его идеологии. Я думаю, баланс сил среди олигархов поменяется, но система олигархических кланов не изменится. Экономически страна останется отсталой, и военный конфликт будет продолжаться.
Я не верю в способности технократического правительства — оно сильно зависимо от тех, кто его назначил. Не верю я и политикам, часто меняющим свои взгляды и лагеря. Я думаю, в Украине изменения смогут осуществить люди, способные выйти на выборы с собственной политической программой, которой они придерживались всю свою карьеру, и которую готовы разъяснять и защищать. Выиграв выборы, эти люди получат мандат, позволяющий им имплементировать их программу, даже если она и будет подразумевать некоторые непопулярные решения. Из-за запрограммированных в него ошибок, новое правительство таким потенциалом не обладает.