"Ну и что будем делать с этой ненавистью потом?" - Евгений Якунов

"Ну и что будем делать с этой ненавистью потом?" - Евгений Якунов

…Врач, к которому я пришел на прием, зная, что я журналист, минут двадцать пытается выяснить, за кого я буду голосовать. «У меня тут болит…»,-пытаюсь ввернуть словцо.-«Да-да, щас-щас!» -скороговоркой отвечает он, и продолжает … о выборах.

В коридоре за дверью – очередь пациентов. Мне нужны рекомендации по лечению и рецепт. А ему – выговорится на политические темы.

И если бы он один такой! Любой собеседник рано или поздно сразу или исподволь, но начинает тему: "тот или этот? А ты за кого?"

Он повышает голос, переходит на скороговорку, но пытается рассказать все, что думает по этому поводу. Можно перебить, посетовать, что тебе надоело, попросить поговорить о чем-нибудь другом. Он запинается, но ненадолго. Стоит потерять бдительность – и вот он опять…

Откуда у человека эта потребность: по полчаса рассказывать, как плохо поступил один кандидат и как мудро - его оппонент? Что это за батарейка в человеке спрятана, которая не дает остановиться?

Еще перед первым туром один давний френд долго клянчил: «Скажи, за кого будешь голосовать!» -«Зачем тебе?»- «Да я сомневаюсь, хочу услышать совет мудрого человека». Пишу в личку фамилию. Френд холодно в ответ: «А я вот буду голосовать совсем за другого кандидата, все остальные – подонки!» А потом расфрендивается и банит.

Спросил совета…

Это как мания какая-то, как наркозависимость.
Бабушки – божие одуванчики заводят в троллейбусе полит-дебаты почище телевизионных. Едва не опускаются до рукоприкладства.(Или надо было сказать: «не восходят», глядя на нашу политическую тусовку?)

Гости и эксперты враждующих телеканалов «Прямой» и 112 изъясняются одними и теми же словами. Словами-киллерами – «быдломасса», «зомби», «дебилы».

Я их узнаю, эти слова. Раньше они звучали на путинских эфирах. Военный аналитик Мартин ван Кревельд говорил, что страна, подверженная агрессии, перенимает со временем все технологии агрессора, даже самые бессовестные. Мы и переняли.

Только Мартин имел в виду применение этих «бессовестных» методов против агрессора. А мы рубим ими друг друга.

Разве не разрослась в нашем информпространстве буйным цветом "пост-правда"? Разве не гудят от перенапряжения, генерируя ее, отечественные фабрики тролей и ботофермы?

«Ненависть – лучшее средство для формирования идентичности», писал кто-то из известных социологов, изучающих вопросы нации и национализма. Только он подразумевал ненависть к чужеземцам. А к созданию каких идентичностей призывает нас ненависть внутри нации?

Не получаем ли мы вместо нации как идентичности, разделение на идентичности партийные?

И выяснение, за кого будет голосовать твой друг, сослуживец или случайный собеседник – оно необходимо для того, чтобы изобличить предателя, отдать его на расправу соцсетям, как Павлик Морозов отдал своего сородича. И получить орден за бдительность...

Читаю в ФБ. «Внимательно отмечаю всех, кто топит за (имя неугодного кандидата). Победим ли мы или проиграем, поверьте, запомню всех поименно».

После выборов это не закончится. И не потому что впереди еще одни. Просто победители захотят отыграться на побежденных. А побежденные будут мстить за унижение. Путь к реваншу обычно начинается на второй день после поражения.

К чему нас приведет эта межпартийная ненависть? Хорошо, если к двухпартийной системе. А если к разделению на две нации, а потом и на два государства?

Ведь вопрос (если судить по ФБ) ставится так: «мы конечно, государственники, но если во главе страны встанет такой-то, то зачем нам такое государство?»

Партийная война – это прежде всего война. А в войне побеждает тот, для кого цель оправдывает средства. Для кого «нужна одна победа, мы за ценой не постоим». И победа –это не свобода, не независимость, не равенство и братство. На кону - власть.

Как мы все это будем разгребать?

Всегда кажется, что легко отмотать назад. Получив власть, смягчиться и идти мириться, «понять, простить и перевоспитать» другую сторону.

Опасное заблуждение. Ненависть это очень острое, убийственное чувство. Она оставляет в душе неизгладимые шрамы, а порой и открытые раны. Превращает оптимиста в морального калеку. Доброго христианина и благородного рыцаря - в убийцу и грабителя из Крестовых походов. Борца за сознательный выбор - в палача для инакомыслящих.

Взаимная ненависть в твоем родном доме - это оружие массового поражения. Как атомная бомба. Ее внутри своей страны даже маньяк не рискнет применить.

А мы - с легкостью…

Евгений Якунов