В последние года полтора у нас очень динамичная политика, взлеты и падения фигур и структур происходят постоянно, и даже на этом мельтешащем фоне огромный скачок рейтинга за пару месяцев привлекает внимание.
Тем более, когда речь о рейтинге Юлии Владимировны, привыкшей находиться в центре внимания. Вернее, не привыкшей находиться вне его.
Данные Киевского международного института социологии указывают на рост числа граждан, готовых отдать голос Тимошенко на президентских выборах, если такие вдруг случатся, с 7,2% в мае до 13,9% на конец июня-начало июля. В абсолютных цифрах, конечно, не бог весть что, но больше пока только у Порошенко, причем даже не на полный процент – 14,6%. Что же такое вдруг произошло?
Чтобы уверенно говорить, будто что-то произошло, нужно будет посмотреть осенние замеры. Именно следующая точка траектории уже уверенней покажет, что за феномен мы сейчас наблюдаем. В чем нельзя сомневаться, так это в тенденции роста сторонников Юлии Тимошенко. Вопрос в пределах этого роста.
При всех претензиях на центральные роли в украинской политике, Тимошенко не может похвастаться внушительной массовой поддержкой. Ее пик пришелся на далекий 2008 год, тогда четверть опрошенных готова была отдать за нее голоса. И к решающему 2010 году она подошла далеко не на пике популярности: перед президентскими выборами за нее были готовы голосовать 16-17%. Добавьте сюда поправку на явку – вот и выйдут 25% в первом туре, то есть не от всех, как было двумя годами раньше, а только от явившихся на участки. Цифры второго тура – это, конечно, сумма голосов не за нее, а против Януковича.
После поражения интерес к оппозиционерке номер один падает, и даже арест и заключение не дают волны: рейтинг колеблется в пределах 10-13%. На момент освобождения основные роли расписаны между другими, и с 9% в марте 2014 года поддержка съезжает на 6,5% в мае и на этом непримечательном уровне остается целый год. Достаточно напомнить, что "Батькивщина" едва переползла партийный барьер на последних парламентских выборах, набрав 5,68% голосов.
Понятно, что после таких рейтинговых мытарств нынешний показатель воспринимается как награда за труд и страдания, как обещание возвращения на первые роли. А почему бы нет? Яценюк уже сгорел, заметно тлеет Порошенко, а тут и она, незаслуженно отодвинутая от рычагов.
Огромная проблема, о которой говорено-переговорено, заключается в том, что новое время не выдвинуло на серьезные позиции новых людей, и общественность поневоле пристальней всматривается в старые лица в надежде получить ответы на острые вопросы. Чего-чего, а ответы на вопросы у Юлии Владимировны всегда имелись. Ну, как ответы…
Удивительно конечно. Говоря о бешеной активности Михаила Саакашвили, с пониманием замечают: ну он же хочет вернуться в Грузию на белом коне! Необъяснимо, почему так мало украинских политиков хочет гарцевать по Родине на белом коне? А если и хочет, то никак этого поведением не выказывает.
А вот теплые чувства Юлии Тимошенко к белому коню никогда не вызывали сомнения. И в нынешней ситуации возможность вскочить в седло для нее связана не с тем, чтобы предложить альтернативные всем реформам реформы, ей слава камикадзе не интересна. Важно дождаться естественного оттока поддержки действующей власти, декларирующей реформистский курс, и оказаться единственной патриотичной альтернативой, в отличие от неблагонадежных экс-регионалов. По большому счету, пребывая до поры до времени в коалиции, она сидит в засаде. И, как показывают цифры, пока успешно – достаточно иногда оттенять Яценюка.
У этого плана есть естественный ограничитель: предел роста поддержки. Сейчас Тимошенко вернулась на свои когда-то базовые "дореволюционные" показатели – вопрос, надолго ли. Повторить на тихой волне рекордные 25%, полученные на пике активности, расцвета харизмы и предельного народного доверия, не выйдет. А меньшего результата для перехвата власти, пожалуй, не хватит.
Так что нет, Юля не возвращается. Она просто напоминает о себе. И это напоминание о прошлом, а не надежда на будущее.
Источник focus