"О дебиторской задолженности Минобороны" - Алексей Копытько

"О дебиторской задолженности Минобороны" - Алексей Копытько

Опять начались какие-то нездоровые движения по поводу дебиторки.

Что на самом деле.

У Минобороны сейчас гигантский бюджет и тысячи контрактов. Поэтому у Минобороны - огромная дебиторка. Миллиарды. Из-за чего у впечатлительных граждан случаются публичные конвульсии.

Суть в следующем.

Дебиторка – это всё, что вы законтрактовали, оплатили, но не закрыли актами. Не закрыть актами вы можете по разным причинам. Из-за чего образуется три основных группы дебиторки.

Первая группа – это токсичная просроченная дебиторка. Заключили контракт – поставщик его не выполнил или выполнил не полностью. Такие истории были, есть и будут всегда.

По ВСЕМ таким историям Минобороны ведёт претензионную работу, судится, привлекает арбитражи, медиацию и т.д. Объём токсичной дебиторки уменьшается: либо выполняются контракты, либо возвращаются деньги. Но она есть, это факт. Это рабочий процесс.

Вторая группа – длинные контракты. Например, ещё весной 2022 года был заключён ряд длинных контрактов по боеприпасам, где частично были поставки со складов, а частично – производство. То же самое по бронетехнике, БПЛА. Контракты до конца 2023 года. Т.е., они будут висеть как дебиторская задолженность ещё долго.

Практически все контракты с ПРОИЗВОДСТВОМ оружия - длинные. Практически все такие контракты – предоплата. Сейчас на фронт идёт то, что было законтрактовано почти год назад.

Чем больше у Минобороны длинных контрактов (а их будет больше, например – закупки у отечественных производителей) – тем больше объём дебиторки, даже при выдерживании сроков. Просто за счёт масштаба.

Третья группа – «сознательная дебиторка». Экономическая отчётность – это важный источник разведданных для противника. Если произойдёт утечка актов не из Минобороны, а из налоговой или другого ведомства, враг может получить информацию о боевом потенциале. По этой же причине не всегда целесообразно отчитываться об этапах выполнения длинных контрактов.

Условно, производится/покупается дивизион гаубиц. Но в войска они передаются батареями. Де-факто эта техника может воевать, но висеть в дебиторке, чтобы не раскрывать возможности производственных мощностей. Немало того, что уже активно задействовано в обороне, пока на бумаге отсутствует. В чувствительных случаях отчетность может потерпеть.

Об этой части дебиторки можно рассказать только людям с соответствующим допуском. Коим обладают далеко не все народные депутаты и никто из журналистов/активистов.

С октября 2022 г. в Минобороны создана и работает специальная комиссия из профильных подразделений (финансы, юристы, логистика ЗСУ и др.), которая отслеживает дебиторку и два раза в неделю наводит резкость: кого в суд, кого подкрутить, кому позвонить и напомнить о сроках, где навести порядок в документах и т.д. Т.е., это системная работа.

Показатели дебиторки – динамичные. На сегодня может быть один показатель токсичной, завтра произойдёт возврат денег – станет резко меньше, послезавтра ещё какой-то контракт подвиснет – станет больше. Имеет смысл смотреть на динамику и доли разных групп задолженности.  

Итого.

Если вы видите панические заявления о растущей дебиторке Минобороны – это ни о чём, если нет описания структуры задолженности и её причин. Вполне возможно, что за рост дебиторки нужно наградить, а не ругать, потому что заключены выгодные длинные контракты.