"...о детях" - Владимир Спиваковский

"...о детях" - Владимир Спиваковский

Вчера был утренний эфир на Снiданке 1+1. Вопросы были о детях.

Нужно ли родителям делать домашние задания с детьми?

Мой ответ. Нет, не нужно. Родителям сейчас и так тяжело, им надо работать и зарабатывать. И нагружать их ещё одной проблемой вряд ли стоит. Дети должны ДЗ делать сами.

Вопрос. Так они же переутомляются и устают…
Мой ответ: Усталость – это не болезнь. Все люди устают. Поэтому с детства все 12 лет внушать ребенку философию, что работа – это переутомление и усталость, означает вырастить зануду и депрессиста.

Вопрос. Но ведь это и в самом деле перегрузка: 6-8 уроков, потом 3-4 часа домашних заданий…
Мой ответ: Переутомление и усталость возникают не от количества уроков, а по другим трём причинам: а) от сильного шума-гама в школе; б) от множества мини-стрессов (за косички дернули, телефон отобрали, в туалете очередь, оценку плохую поставили), в) просто уроки неинтересные – от этого дети устают больше всего.

Почему-то если после школы родители отправляют ребенка ещё и в секции, кружки, к репетитору, – это не рассматривается как источник усталости. А вот ДЗ – просто катастрофа.


Вопрос. Что же с этой катастрофой делать?
Мой ответ: очень простой – дозировать таймингом. Надо купить шахматные или песочные часы и выполнять дома задания на время: 2 примера – 8 минут, 3 упражнения – 17 минут, параграф по физике – 10 минут, английский – 15 минут, всего 50 минут.

Тут, кстати, дело не столько в ДЗ, сколько в том, что учеба «на время» - единственный эффективный способ освоения такой важной компетенции, как «чувство времени». Во взрослой жизни ребенок, привыкший действовать на время, никогда не опаздывает, и делает работу вовремя. Успех происходит от слова "успеть".

Вопрос. В Финляндии и Германии – отменяют регламентирование ДЗ. А там – лучшее образование в мире…
Мой ответ. Уже давно не лучшее. Финская система образования была признана лучшей по критериям PISA в 2009 году, а уже к 2015 году опустилась на 5 место, а лидерами стали азиатские страны, в которых, наоборот, нет никакого либерализма и попустительства. Там всё очень строго, потогонная система выжимания пота. Дети там занимаются по 10-15 часов, и родители им говорят: не будешь учиться – не будешь иметь работу. Вот такая философия.

Вопрос. Что же нам делать?
Мой ответ. Нашим родителям просто надо выбрать, что они больше предпочитают: чтобы ребенок учился, не напрягаясь, по своему выбору и желаниям. Хотя потом родители спросят: почему мой ребенок ничего не знает, не может, не хочет?

Или второй вариант: чтобы он учился с напряжением для будущих целей. Хотя родители тут же спросят: Почему он переутомляется?

Вопрос. А можно сделать так, чтобы и не напрягался и знания были?
Ответ: можно.

(продолжение следует)

Владимир Спиваковский