Беспрецедентно масштабные вливания из бюджета, осуществляемые правительствами многих стран мира, стимулируют научный поиск ответа на вопрос: Кто собственно оплатит счет за "лечение" стран и их экономик?
В проекте "Tax After Coronavirus", открытом в University of London, ответ ищут через призму устранения финансового неравенства и поиск путей дополнительного налогообложения накопленного богатства (ссылка внизу).
Британская налоговая система, при всей ее сложности и прогрессивности, последнее время (исследован период 2011-2018 гг.) создавала условия при которых налоговая нагрузка на доход была в 8,6 раз! выше чем на накопленное богатство (эффективные ставки соответственно составляли 29,4% и 3,4%). Далее делается предположение, что выравнивание этих ставок потенциально способно принести правительству 174 млрд фунтов в год.
При откровенно "социалистическом" (или даже "классовом") подходе к решению проблемы, а также игнорированию того факта, что именно накопленное богатство является одновременно/частично базисом для будущих возможных инвестиций, проект позволяет осветить и некоторые аспекты украинской налоговой системы. А именно начать фискально ответственную дискуссию о снижении налогов через проведение фискального маневра, суть которого в постепенном частичном замещении налогов с дохода (прибыль, единый налог, НДФЛ) налогами на имущество/богатство. Для примера, удельный вес имущественных налогов в Украине не превышает 1% ВВП, в то время как, например, для стран ОЭСР соответствующий показатель достигает 1,8-2,1% или почти в два раза больше.
Маневр, кроме возможности снижения налогового давления на активную экономическую деятельность (как образец, вполне релевантным является поэтапное в 2021-2022 годах снижение базовой ставки НДФЛ с 18% до 12%), будет нести и эффект синергии от вынужденного улучшения администрирования налогов на землю и прочее недвижимое имущество (которое на сегодня, увы, довольно несовершенно), что позволяет потенциально увеличить ежегодные доходы местных бюджетов на 15-20 млрд грн.