"О СОЦИАЛЬНОМ ВЗРОСЛЕНИИ" - Юрий Христензен

"О СОЦИАЛЬНОМ ВЗРОСЛЕНИИ" - Юрий Христензен

Четыре года назад в Швейцарии прошел референдум о введении базового дохода. Восемь из десяти швейцарцев проголосовали против идеи ежемесячно получать 2500 долларов на взрослого и 625 долларов на ребенка. В Украине живо обсуждались результаты этого референдума. Чаще всего звучало, что швейцарцы зажрались, и деньги им не нужны.

Украинцы ведь как рассуждают. Есть государственные деньги. Если появилась возможность получить часть этих денег, глупо ею не воспользоваться. Потому что если мы не воспользуемся, это сделает кто-то другой. Коррумпированный политик или чиновник может присвоить эти деньги, а даже если их не разворуют, все равно потратят плохо.

Швейцарцы рассуждают иначе. Мы регулярно платим налоги и нанимаем политиков, которые создают нам на наши налоги публичные услуги. Если услуги некачественные, мы выбираем других политиков. Нынешние политики предложили вернуть нам часть налогов, чтобы меньше работать самим. Мы отказались - пусть не филонят, а создают услуги.

--
Из первой части текста можно сделать неверный вывод - если политики в Украине меняются на выборах, значит со временем должно возрасти качество публичных услуг. Ошибка кроется в сравнении украинцев и швейцарцев. Первые полагают государственные деньги кормушкой, а вторые считают эти деньги своими и умеют ими управлять.

Отсюда следует другой вывод - для повышения качества публичных услуг недостаточно менять политиков. В первую очередь должны повзрослеть избиратели. Которые поймут, что нет государственных денег, а есть деньги налогоплательщиков. Начнут их считать и научатся ими управлять. В том числе, выбирая, а затем контролируя своих политиков.

Чтобы понять разницу, перефразирую первый абзац. На фабрике прошел референдум о том, чтобы вместо обеда выдавать килограмм конфет. Восемь из десяти работников проголосовали против. Результат референдума живо обсуждался в подведомственном детском саду. Чаще всего звучало, что родители зажрались, и конфеты им не нужны.

Юрий Христензен