Друзья, с началом войны изменился характер сводок американских новостей, которые я делаю для вас уже больше пяти лет.
Сегодня интерес представляет прежде всего информация о том, как США реагируют на войну, как и чем помогают Украине.
Внутриамериканские новости ушли далеко на периферию, трудно даже сказать, представляют ли они сейчас реальный интерес для тех, кто не живет в США, тем более для людей в Украине.
Даже главные новостные американские телеканалы уделяют агрессии империи зла против Украины и всему, что с ней связано, никак не меньше 90% времени почти всех своих информационных и аналитических программ.
В воскресенье почти вся часовая аналитическая программа CNN «State of the Union» состояла из интервью с украинским президентом Владимиром Зеленским, которое ведущий Джейк Таппер взял у него в Киеве. А в воскресной программе канала CBS «Face the Nation» было большое интервью с министром иностранных дел Украины Дмитрием Кулебой.
И это хорошо. Потому что постоянное присутствие Украины в американском эфире важно для того, чтобы все американцы, даже совсем аполитичные, понимали, что в Украине сегодня решается судьба современной цивилизации, демократической, либеральной цивилизации, сложившейся после Второй Мировой войны.
Но то, что происходит во внутренней жизни США тоже очень важно. По многим причинам. Но вот одна из них.
В субботу, 16 апреля, произошло никем незамеченное событие. Царствование Николая II длилось 22 года 3 месяца 15 дней. В субботу исполнилось 22 года 3 месяца 16 дней с тех пор, как на кремлевский трон уселся майор кгб, пропитанный до мозга костей человеконенавистнической идеологией и пожелавший стать властителем мира. Николай II остался позади в попытках социально-исторической злокачественной опухоли остановить историю.
За три дня до этого, в среду 13 апреля, ведущий своей пропагандистской программы, выходящей в самый прайм-тайм, в 9 вечера, на пропагандистском канале Фокс, Шон Хеннети интервьюировал своего любимого героя и, как утверждает сам Хеннети, друга уже в течение 25 лет, бывшего президента США Дональда Трампа. Интервью, которые Трамп часто дает Хеннети, не были интересны даже когда Трамп был президентом. Поскольку вопросы, которые задает Хеннети, всегда содержат и ответы, они дают Трампу возможность укрепить свою популярность среди своей базы, которая является коллективным зрителем канала Фокс. И тут Хеннети задал Трампу вопрос, который либо не был согласован, либо который не мог не задать в силу того, что происходит в мире: «Является ли путин дьяволом сегодняшнего дня?».
Простой вопрос, требующий простого ответа «да» или «нет». Бывший президент вместо простого ответа стал ругать страны НАТО и сам альянс НАТО, потом сказал, что это он, Трамп, укрепил НАТО. Хеннети после этих пространных рассуждений неожиданно повторил вопрос: «Так, все-таки, является ли путин дьяволом сегодняшнего дня?»
А Трамп снова пустился в пространные рассуждения о том, каким плохим было НАТО до него, какая плохая Меркель, что, если бы он, Трамп, был у власти, войны бы не было. Но на вопрос не ответил.
Это была вторая попытка Хеннети выяснить у Трампа ответ на этот вопрос. Первая попытка была 10 марта. Тогда Трамп еще больше ругал НАТО и говорил, что он умел находить общий язык и с путиным, и с Ким Чен Ыном, и с Си Цзиньпином, но на вопрос тоже не ответил.
К чему это все? Дональд Трамп остается абсолютно непререкаемым лидером республиканской партии. Если он объявит через год, что будет снова баллотироваться в президенты, то он получит на праймериз республиканской партии подавляющее большинство голосов против любого кандидата. Трамп привел в число республиканских избирателей не менее 12 миллионов человек с ультраправыми взглядами, которые раньше вообще не ходили голосовать, поскольку у них не было кандидата, за которого они бы хотели голосовать. И эти люди остаются его опорой. Оценку численности этой опоры, трамповского призыва в республиканскую партию, легко получить, посмотрев, насколько больше голосов получил Трамп на выборах 2016 и 2020 годов, чем Маккейн и Ромни на выборах 2008 и 2012 годов, даже учтя при этом скидку на общее увеличение числа избирателей.
8 ноября 2022 года в США состоятся выборы в Конгресс – будут переизбираться Палата Представителей и треть Сената. Знаете, сколько в нынешнем составе Палаты Представителей совершенно закоренелых трампистов? Одно недавнее голосование дало очень точный ответ на этот вопрос. 5 апреля Палата принимала резолюцию, «призывающую Правительство США поддержать основополагающие демократические принципы Организации Североатлантического Договора (НАТО) и создать Центр демократической устойчивости в штаб-квартире Организации Североатлантического Договора (НАТО)».
Резолюция была принята – «За» проголосовали 362 члена Палаты, «против» – 63. Все, кто голосовали против, республиканцы. Все они – преданные сторонники Трампа, самые известные и громкие, такие как Джордан, Гетц, Тейлор-Грин, Боберт, Госар, Гомерт, Перри, и менее громкие и потому менее известные.
Однако вдумайтесь! Треть республиканской фракции в Палате Представителей голосует против довольно рутинной резолюции в поддержку того, чтобы при НАТО был создан Центр демократической устойчивости.
Если республиканцы выиграют выборы в Палату Представителей в ноябре, а это может произойти, конгрессмен Джордан, например, наверняка станет председателем юридического комитета…
11 апреля в приложении к газете Нью-Йорк Таймс – Нью-Йорк Таймс Мэгэзин была опубликована очень большая статья Роберта Драпера под названием «Трамп в роли путина». Статья основана на беседах автора с людьми, работавшими в Белом Доме при Трампе. Прежде всего это Фиона Хилл, которая была директором по вопросам России и Европы в Совете Национальной Безопасности, Джон Болтон, советник по национальной безопасности и подполковник в отставке Александр Виндман, служивший там же, в СНБ и ставший основным свидетелем обвинения на первом импичменте Трампа. Пересказать всю статью невозможно, она очень большая (чтение ее аудиоверсии занимает 49 минут). Но сказать о ряде моментов необходимо.
Вот что говорит Фиона Хилл о возможном втором сроке Трампа в Белом Доме: «Трамп будет больше походить на путина в политической практике и пристрастиях, чем на любого из своих недавних предшественников на посту президента США».
О своем опыте попыток направлять политику в отношении России в правильное русло в течение двух лет работы в Белом доме при Трампе Фиона Хилл сказала: «Это было необычайно трудно. Безусловно, это касалось тех из нас, кто работал в администрации с надеждой дать отпор русским». «И на этом пути некоторые люди как бы потеряли чувство собственного достоинства. В детстве я была большим поклонником Толкиена и «Властелина колец». Так вот, в администрации Трампа мы говорили о кольце и страхе стать Голлумом - персонажем, деформированным привязанностью к могущественному сокровищу, одержимым «собственной драгоценностью», волнением и властью от своего пребывания в Белом доме. И я действительно видела, как многие люди впадали в это. Это были те, кто не стал давать показания на слушаниях по его импичменту. Довольно много людей, другими словами».
Фиона Хилл говорит: «Невежество Трампа в мировых делах было бы помехой при любых обстоятельствах. Но оно ставило его в явно невыгодное положение, когда дело касалось общения с теми «сильными мира сего», к которым он чувствовал естественную близость».
По словам Хилл, диктаторы, такие как путин и авторитарное лидеры, - такие как Эрдоган и Орбан были у Тармпа образцами для восхищения.
Вот важная цитата из статьи, в которой Фиона Хилл, которая была непосредственным свидетелем и участницей происходившего, описывает как Трамп относился к Украине:
«В течение первого года пребывания Трампа на посту президента он сначала сопротивлялся встрече с президентом Украины Петром Порошенко». В результате «вице-президенту Майку Пенсу пришлось приветствовать украинского лидера в Белом доме 20 июня 2017 года. После их встречи Порошенко задержался в конференц-зале Западного крыла, ожидая, что Трамп уделит ему несколько минут.
Наконец, президент пришел. Они пожали друг другу руки и обменялись любезностями в присутствии пресс-корпуса Белого дома. Когда репортеров увели, Трамп прямо заявил Порошенко, что Украина - коррумпированная страна. По словам Трампа он знал об этом, потому что его украинский друг сказал ему об этом в Мар-а-Лаго.
Порошенко ответил, что его администрация занимается решением проблемы коррупции. Трамп поделился еще одним наблюдением. Он сказал, повторяя тезис путина, что Крым, аннексированный тремя годами ранее в результате агрессии путина, по праву принадлежит России - потому что, в конце концов, люди там говорят по-русски.
Порошенко запротестовал, заявив, что он тоже говорит по-русски».
«Встреча с Порошенко предвещала другие тревожные моменты взаимоотношений с Украиной в эпоху Трампа. По всему выходило, что, хотя официальная политика США в отношении Украины была довольно хорошей, лично ему эта политика не нравилась»
«Далее произошло то, что Трамп начал относиться к Украине как к политическому врагу. Обидевшись на оценку разведывательного сообщества о том, что Россия вмешивалась в выборы 2016 года в надежде навредить его оппоненту или помочь его собственной кампании, он оказался восприимчив к предложению привлекательной контрпропаганды. К началу 2018 года он начал слышать и повторять утверждения о том, что именно Украина, а не Россия вмешалась в выборы, и что она сделала это, чтобы попытаться помочь Клинтон.
Том Боссерт, бывший советник Трампа по внутренней безопасности, сказал Фионе Хилл: «Я знал, что он слышал это, в частности, от Руди Джулиани. Каждый раз, когда поднималась эта ложная теория, я оспаривал ее и напоминал президенту, что это неправда, в том числе однажды я сказал об этом в присутствии мистера Джулиани».
Что было дальше, хорошо известно. Трамп заблокировал летом 2019 года военную помощь Украине, шантажировал этим Зеленского, требуя скомпилировать компромат на сына Байдена и «расследовать» «вмешательство» Украины в выборы в США в 2016 году. Это привело к первому импичменту Трампа.
Чарльз Куперман, заместитель советника по национальной безопасности, говорил о совещании в Овальном Кабинете по вопросу политики в отношении Украины. Трамп повторял «Они [нецензурное выражение] коррумпированы. Они [нецензурное выражение] пытались меня кинуть».
Цитата из статьи со ссылкой на прямую речь Фионы Хилл:
«Куперман видел, как пренебрежительно Трамп относится к таким союзникам, как Меркель, Макрон, Тереза Мэй из Великобритании и Мун Чжэ Ин из Южной Кореи, и знал, насколько маловероятно, что президент сможет понять геополитическую ценность Украины. Он считал, что наши союзники нас надувают, и у него не было понимания, почему эти союзы приносят нам пользу или зачем нужно глобальное присутствие для военного и стратегического потенциала. Если бы его попросили дать определение «баланса сил», он бы не знал, что это за понятие. Он понятия не имеет об истории Украины и о том, почему она сегодня на первых полосах газет. Он не знал, что сталин морил эту страну голодом. Это те контекстуальные моменты, которые необходимо учитывать при выработке внешней политики. Но он не был способен на это, потому что у него не было понимания истории: как развивались эти страны и их руководство, что делает эти страны значимыми».
Фиона Хилл резюмирует: «Трамп использовал Украину как игрушку в своих целях».
Фиона Хилл сказала, что когда увидела 6 января 2021 году направленную Трампом толпу, штурмующую Капитолий, чтобы отменить результаты выборов, подумала, что это Трамп играет в путина, Трамп примеряет на себя роль путина.
Александр Виндман сказал автору статьи: «Мы упустили возможность укрепить Украину против российской агрессии. Вместо этого произошло обратное: Украина стала радиоактивной в период правления администрации Трампа»
Бывший советник по национальной безопасности Джон Болтон (2018-2019) сказал автору статьи:
«Трамп является полным отклонением в американской системе. У нас были хорошие и плохие президенты, компетентные и некомпетентные президенты. Но ни один из них не был так сосредоточен на своих собственных интересах, в противовес национальным интересам, как Трамп. И его концепция национальных интересов действительно менялась изо дня в день и была гораздо больше связана с его политической удачей. Это, безусловно, относится к взглядам Трампа на Украину. По словам Болтона, Трамп видел Украину только сквозь свои собственные и внушенные ему фантазии, через призму якобы находящегося в Украине сервера Хиллари Клинтон и через призму доходов Хантера Байдена, того какую «роль» играла Украина в «попытках» помочь Клинтон на выборах 2016 года и какую «роль» играла Украина в попытках Байдена «украсть» у Трампа выборы 2020 года.
Когда автор статьи спросил у Боллтона, считает ли он, что Трампа можно считать авторитарным лидером, Болтон ответил: «Он недостаточно умен, чтобы быть авторитарным лидером». Но если бы Дональд Трамп победил в 2020 году, сказал мне Болтон, во второй срок он вполне мог бы нанести «ущерб, который, возможно, было бы невозможно исправить». Автор спросил, сохраняются ли те же опасения, если Трамп будет баллотироваться и выиграет выборы в 2024 году, и Болтон ответил одним словом: «Да».
Лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Кругман сказал в 2019 году, что «все висит на волоске», имея в виду то, в какой опасности находится Америка, если Трамп окажется на второй срок в Белом Доме. Эта опасность остается, она никуда не исчезла.
Послесловие. Только не спрашивайте, посадят ли Трампа. Не вижу пока, чтобы это могло произойти. Американская система правосудия так устроена, что «посадить» кого-то в том понимании, которое вкладывает в это слово постсоветский человек, нельзя. Посадить (без кавычек) кого-то можно только, если есть юридически безупречные, очень убедительные доказательства вины, способные убедить 12 присяжных, что обвиняемый виновен. Если хотя бы один присяжный так не считает, обвиняемый виновным не признается.
Все это важно знать и понимать.
Но именно сегодня, сейчас, судьба современной цивилизации решается в Украине.
Спасибо всем, кто прочитал. Берегите себя и своих близких. Берегите друг друга, помогайте друг другу. Здоровья всем.
Зло будет остановлено. И Добро победит. Иначе быть не может.
Слава Україні! Слава та низький уклін захисникам України!