Об основных событиях, находившихся в центре внимания в США и американских СМИ - Igor Aizenberg

Об основных событиях, находившихся в центре внимания в США и американских СМИ - Igor Aizenberg

Импичмент Трампа

* Главным событием стало объявление, сделанное в среду председателем комитета по разведке Палаты Представителей Адамом Шиффом. Открытые слушания по импичменту начнутся в среду, 13 ноября. Они будут транслироваться в прямом эфире по ТВ и в Интернете. Первыми свидетелями, которые выступят в этот день на открытых слушаниях, станут временный поверенный в делах США в Украине Билл Тэйлор и помощник госсекретаря Джордж Кент. В пятницу, 15 ноября, в открытых слушаниях примет участие бывшая посол США в Украине Мари Йованович.

* Комитеты по разведке, надзорный и по иностранным делам Палаты Представителей, проводящие расследование в рамках импичмента Трампа, опубликовали на уходящей неделе стенограммы показаний свидетелей на закрытых слушаниях, занимающие более 2677 страниц.
- Из этих стенограмм отчетливо видна крайне неприглядная картина происходивших в течение 2019 года событий, вылившихся в то, что теперь называется Юкрейнгейтом.

- Попытки Трампа и республиканцев свести эти события к телефонному разговору между Трампом и Зеленским – это не что иное, как попытки прикрыть фиговым листком систематическое, многомесячное злоупотребление президентом властью с целью извлечения личных политических выгод.

- По сути еще в январе-феврале 2019 года Трамп и его друг Джулиани поставили задачу добиться от Украины компромата на бывшего вице-президента Джо Байдена, которого Трамп считал и считает основным и наиболее опасным для себя соперником на выборах 2020 года, а также добиться того, чтобы Украина скомпилировала «доказательства» того, что это она, а не Россия вмешивалась в выборы в США в 2016 году.

- Активность Джулиани и его «партнеров», недавно обвиненных в совершении уголовных преступлений Парнаса и Фрумана Украине в начале 2019 года была самой разнообразной. Это встречи и беседы с тогдашними и бывшими прокурорами, это организованное ими интервью правого журналиста Джона Соломона с тогдашним генпрокурором Украины Луценко. Соломон известен тем, что в течение двух лет постоянно писал статьи, всячески дискредитирующие расследование Роберта Мюллера и обеляющие его фигурантов – даже целая статья была посвящена, например, тому, чтобы обелить Килимника. Соломон известен и тем, что в своих статьях пропагандировал конспирологическую теорию о якобы вмешательстве Украины в выборы в США в 2016 году. Любопытно, что на пропагандистские статьи Соломона очень любят ссылаться как на «доказательства» республиканцы во время слушаний в Конгрессе. «Случайный» факт – адвокатами Соломона являются супруги ДиДженова и Тоенсинг, видимо, чисто «случайно» являющиеся одновременно и американскими адвокатами Фирташа и, ну, тут уж просто «случайное» совпадение, в течение двух лет регулярно, почти ежедневно, занимавшиеся на телеканале Fox дискредитацией расследования Роберта Мюллера.

- По сути Джулиани, будучи частным лицом, стал с начала 2019 года куратором параллельной политики Трампа по отношению к Украине.

- Кроме уже известных требований о «расследованиях», команда Джулиани активно добивалась смещения посла США в Украине Мари Йованович, которая противодействовала параллельной «дипломатии» Джулаиани, а также смещения Андрея Коболева с должности руководителя компании Нафтогаз Украины.

- В мае 2019 года Трамп уволил посла Йованович, и 23 мая руководитель аппарата Белого Дома Малвэни объявил на закрытом совещании, что политикой в отношении Украины будут заниматься посол США в ЕС Сондланд, министр энергетики Перри и специальный посланник Волкер. Трамп потребовал, чтобы все свои действия они согласовывали с частным лицом Джулиани.

- С этого момента полностью вытесненной на обочину оказалась официальная политика США по отношению к Украине, которая должна была курироваться Госдепартаментом и Советом Национальной Безопасности, и проводить которую в Киев был направлен в июне временный поверенный в делах США Билл Тэйлор.

- Реальной же политикой стала именно теневая - добиться от Украины во что бы то ни стало компиляции компромата на Джо Байдена и его сына Хантера и «доказательств вмешательства» Украины в выборы в США в 2016 году.

- Главным инструментом, с помощью которого Трамп решил добиться поставленной цели, стало вымогательство. Сначала Трамп поставил условием встречи в Белом Доме с Зеленским его публичное заявление о начале «расследований». 18 июля Трамп пошел еще дальше. Он отдал незаконное распоряжение о приостановке военной помощи Украине, предусмотренной оборонным бюджетом США на 2019 год. $491 миллион, деньги, выделенные Конгрессом на военную помощь Украине, помощь в интересах национальной безопасности США, были заморожены. Условием возобновления помощи было поставлено заявление Зеленского о «рассдедованиях».

- Нужно очень четко понимать следующее.
> Это – вымогательство. Шантаж. Требование взятки, то есть получения личной неправомерной выгоды в обмен на то, что должно делаться безусловно, в соответствии с законом.
> Это – злоупотребление властью с целью получения личной выгоды.
> Это – злоупотребление властью, поскольку президент не имеет права не выполнять закон о бюджете, принятый Конгрессом. Статья 1 Конституции США однозначно говорит о том, что только Конгресс имеет право решать, как и на что тратить бюджетные средства. Обязанность исполнительной власти – следовать бюджету, который принял Конгресс.
> Это – злоупотребление властью, приведшее к подрыву национальной безопасности США. Закон говорит очень четко, что помощь Украине, борющейся с российской агрессией, осуществляется в интересах национальной безопасности США.

- Характерный пример того, о чем спрашивают свидетелей на слушаниях республиканские законодатели и их юристы. Фиону Хилл, бывшую старшую сотрудницу Совета Национальной Безопасности, отвечавшую в СНБ за российское и постсоветсткое направление, они спрашивали (ссылаясь на статью в печати – я выше написал, кто является автором множества таких статей – Соломон), не известно ли ей, что Украина могла вмешиваться в выборы в США в 2016 году. Хилл отвечает: «Нет, Украина не вмешивалась в выборы в США в 2016 году, это Россия вмешивалась в выборы в США в 2016 году». Республиканский юрист не унимается: «А может ли так быть, что и Украина?». Хилл отвечает, что нет, по заключению всех наших разведывательных служб, ФБР, офиса Директора Национальной Разведки, расследования спецпрокурора, сенатского комитета по разведке, это Россия вмешивалась в наши выборы в 2016 году. И будет в них вмешиваться снова в 2020 году, если мы не предпримем меры против этого.

* Из курьезного. Когда посол США в ЕС Сондланд в своем вступительном заявлении на открытых слушаниях сказал, что не может утверждать, что требования Трампа к Украине были вымогательством и не припоминает, участвовал ли он в передаче требования «военная помощь в обмен на «расследования», Трамп расхвалил Сондланда в Твиттере, назвав его «очень хорошим человеком и великим американцем». В прошлый понедельник Сондланд дополнил свои показания, письменно заявив, что «вспомнил», что передавал такое требование помощнику Зеленского Ермаку. В пятницу Трампа на лужайке перед Белым Домом спросили журналисты, что он думает об этих новых показаниях Сондланда. Трамп ответил: «Я не знаю этого джентльмена». Вот так. Был «великий американец», внес $1 миллион в инаугурационный фонд Трампа, за что и был назначен послом в ЕС, и… вот как бывает.

* Три республиканских сенатора – Митт Ромни, Лиса Мурковски и Сюзан Коллинс отказались стать коспонсорами резолюции, осуждающей процесс импичмента, предложенной сенатором Грэмом. Только 3 из 53-х. Кстати, не знаю такой тонкости в регламенте Сената – может ли вице-президент проголосовать в поддержку резолюции, если голоса разделились 50-50. А именно так сейчас получается. Но дело не в этом, конечно. Эта резолюция – просто пропагандистская декларация. Даже если она будет принята при помощи голоса Пенса, она останется пропагандистской декларацией. Просто из этого виден расклад настроений республиканских сенаторов, определяемый простым фактором.
По данным последнего опроса Гэллапа, проводившегося 14-31 октября, Трампа поддерживают 89% зарегистрированных республиканцев. Его также поддерживает 41% от числа всех американских избирателей и не поддерживают 57%.
Эти цифры по сути не меняются уже очень долго (только в пределах статистической погрешности).
Не может партия, ставшая партией Трампа, не поддерживать Трампа.

* И о партии Трампа.
- Я жил довольно много лет после приезда в США в небольшом городе Тексаркана. Этот город разделен центральной улицей на две части – одна часть находится в Техасе, а другая в Арканзасе. Это не совсем типичное место для провинции, поскольку там есть университет (в котором я работал), а любой университет всегда является источником просвещения и либерализма (хотя, конечно, не вся университетская среда состоит из либералов, но все же большая ее часть, даже на консервативном юге). Но мне доводилось за годы жизни там общаться с самыми разными людьми. Так вот, например, в 2008 году, незадолго до президентских выборов, разговаривал я с одним очень типичным представителем южных республиканцев. Гражданства у меня тогда не было, в выборах тех я в силу этого не участвовал, но мне было всегда интересно общаться с людьми. И вот что говорил тогда мне этот очень типичный представитель южных республиканцев. Оба кандидата в президенты очень плохие, и Обама, и Маккейн. «Обама – коммунист, как Ленин, Сталин, Мао Цзэдун и Фидель Кастро» (его слова, дословная цитата). «Маккейн хочет воевать с Россией, и не понимает, что с ней нужно дружить, она наш союзник в противостоянии с Китаем. Не нужно нам раздражать Россию. Там уже давно нет коммунизма, они такие же, как мы, а мы вместо того, чтобы противостоять вместе с ними Китаю, все время их раздражаем». Я возражал против его характеристик кандидатов и его взглядов на Россию, только незадолго до этого совершившую агрессию против Грузии. Но он остался при своем мнении.
- Совсем недавно, в Нью-Йорке довелось мне побеседовать с нью-йоркским республиканцем, богатым и образованным человеком, который голосовал за Трампа в 2016 году и собирается голосовать за него в 2020 году. И он высказал один в один такие же взгляды. Зачем нам раздражать Россию. Зачем нам лезть в Европу. Мы уже истратили на это столько денег и сил, зачем нам это нужно. Наш главный противник – Китай. В России нет коммунизма, поэтому она должна быть нашим союзником. На мое возражение, что там и свободы нет, и что Россия занимается экспансией своей несвободы на протяжении нескольких сот лет, совершенно независимо от того, под какими лозунгами она это делает, ответ был тот же: наш враг – коммунизм. А поскольку там нет коммунизма, то они нам не враги.
- К сожалению это взгляды очень типичны. 89% республиканцев сейчас поддерживают Трампа. В 2017 году был опрос, проводившийся, если память мне не изменяет, NBC, и по его результатам 90% республиканцев не считают Россию угрозой национальной безопасности США (я писал тогда об этом). Трампа и тогда, как и сейчас, поддерживали около 90% республиканцев. Его поддержка меняется только в пределах статистической погрешности, она по сути не меняется вообще. А отношение к России – это только один штрих. В принципе, внешняя политика не играла никогда сколько-то заметной роли при голосовании на выборах президента, если вообще играла какую-то роль. Отношение к России – это просто хороший тест на систему базовых ценностей.
- Был у нас там, на юге, семейный врач. Хороший очень доктор, очень знающий. Потомственный республиканец. Очень любил всегда со мной поговорить о политике. Мы и разговаривали всегда со взаимным интересом и удовольствием. В конце 2015 года он мне сказал с грустью: «Вот увидишь, Трамп станет кандидатом в президенты, и выборы потом может выиграть. На этом закончится республиканская партия». Тяжело вздохнул и добавил: «Он так и страну может закончить такой, какой мы ее знаем». Я, честно говорю, совершенно не мог тогда поверить в возможность победы Трампа на выборах (хотя вполне допускал, что он может выиграть номинацию республиканцев). А доктор мой из тех 10% республиканцев, для которых по-прежнему важны истинные ценности. Мне его и всех таких людей как он, очень искренне жаль. Я могу с ними расходиться в разных вещах, но точно знаю, что система базовых ценностей у нас одинаковая.

* В пятницу Трамп заявил, что «будет счастлив» поехать в Москву на парад 9 мая. Хотя посетовал на то, что здесь будет разгар предвыборной кампании. Но «будет счастлив». И «очень благодарен президенту Путину за приглашение».

* В пятницу на процессе по делу Роджера Стоуна, друга Трампа и советником его предвыборного штаба, выступал в качестве свидетеля обвинения Стив Бэннон, с конца августа 2016 года руководитель предвыборного штаба Трампа, а затем, в 2017 году – главный стратег Белого Дома. Бэннон, было, решил сыграть в амнезию, того не мог припомнить, этого, но прокуроры ему помогли, процитировав его показания в большом жюри, которые он давал, будучи вызван повесткой спецпрокурора Мюллера. И пришлось Бэннону признать, что Роджер Стоун был связующим звеном между предвыборным штабом Трампа и WikiLeaks.
- Характерна линия защиты Стонуна. Он обвиняется в даче ложных показаний Конгрессу и оказании давления на свидетелей. В комитете по разведке он дал показания, что с WikiLeaks никогда никаких контактов не имел. А обвинение располагает его электронной перепиской, подтверждающей обратное. Как и его письмами с угрозами сотрудничавшему с им Рэнди Крэдико, который осуществлял по поручению Стоуна связь с WikiLeaks. Стоун угрожал Крэдико, чтобы тот не рассказывал об этом следователям. Так вот, Стоун и его адвокаты говорят, что да, Стоун – врун, но Конгрессу он говорил правду, а врал он в своей электронной переписке, потому что любит так потешаться над своими друзьями.

Спасибо всем, кто прочитал. Всем желаю здоровья, хорошего воскресенья и хорошей следующей недели. Берегите себя и своих близких.

Igor Aizenberg