"ОБ ОЖИДАЕМОМ ВВЕДЕНИИ CBDC" - Александр Гончаров

"ОБ ОЖИДАЕМОМ ВВЕДЕНИИ CBDC" - Александр Гончаров

Итак, вернемся к главному вопросу: какой должна быть ключевая причина для отказа от использования наличных денег в Украине в пользу CBDC? Сразу замечу, еще в прошлом 2022 году госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что Украина теряет 40 млрд долларов или около 30% ВВП страны из-за коррупции и казнокрадства. Понятно, что хозяева кредитных денег не могут и не будут безучастно наблюдать, как разворовываются их многомиллиардные кредиты. Первый десант ревизоров из США уже работает в Киеве.

Соответственно, как отмечают ведущие западные эксперты, введение CBDC может значительно повысить эффективность борьбы с коррупцией и отмыванием средств, а также поддержать украинские антикоррупционные органы. Особенно полезен компонент eCurrency Information and Supervision платформы CBDC, позволяющий центральным банкам отслеживать валютные операции и интегрироваться с системами борьбы с отмыванием средств.

     Таким образом, внедрение е-гривны позволит автоматизировать очень многие экономические процессы на уровне государства. Например, уплату налогов, взносов ЕСВ и прочее. Сейчас за это отвечает огромный бюрократический аппарат, на содержание которого денег налогоплательщиков уже нет, плюс возникает неизбежная коррупция на пути распределения финансовых потоков из госбюджета Украины.

     Решение одной лишь этой проблемы, по оценкам аналитиков, даст существенный вклад в рост ВВП страны (это особенно важно в период послевоенного восстановления украинской экономики). Подобное исследование провели в Китае и выяснили, что на дистанции в 10 лет выпуск цифрового юаня поднимет темпы экономического роста на 50%, т.е., если обычная скорость роста ВВП — 4%-5% в год, то с внедрением CBDC будет уже 7%-8%, а с учетом сложного процента эффект от цифровой валюты со временем будет только возрастать.

     Ну и, конечно же, друзья, хочу обратить ваше внимание еще на один из самых дискуссионных и чувствительных факторов введения CBDC. Это программируемая цифровая валюта, т.е. цифровые деньги можно запрограммировать так, чтобы они тратились только на предметы первой необходимости или товары, которые работодатель или правительство считают целесообразными. Также можно запрограммировать время жизни цифровых денег, т.е. ограниченный срок их обращения. При этом возможен выбор из двух вариантов: сразу установить конкретный срок жизни денег, либо вместо привычного положительного процента (как на депозите в банке) впредь будет отрицательный процент (в данном случае держатель этих денег будет заинтересован как можно быстрее их использовать, тем самым стимулируя платежеспособный спрос в стране).

     В завершение должен признать, по-моему, внедрение CBDC в Украине будет не таким уж и коротким процессом. И это объективно. Если посмотреть на историю, то те же банковские карты появились только несколько десятков лет назад, а банковские приложения — менее 10 лет назад. И только сейчас на них мы массово переходим. Правда, у разных стран разная скорость движения в этих преобразованиях. В Китае, например, уже почти все внутренние платежи идут через WeChat.

     Так или иначе, но, безусловно, сейчас все будут пытаться влезть в эту тему в Украине. Но вряд ли США упустят свои шансы и возможности. Тем более, что при их технической помощи Верховная Рада уже приняла Закон «О платежных услугах», в котором описаны общие принципы выпуска цифровой гривны (в нем она определяется как «электронная форма денежной единицы Украины, эмитентом которой является Нацбанк»), а также Закон «О виртуальных активах».