"Об убийстве белоруса Шишова" - Алексей Голобуцкий

"Об убийстве белоруса Шишова" - Алексей Голобуцкий

Да, вполне возможно, что это была успешная операция спецслужб Беларуси. Но я всё же не склонен переоценивать возможности Лукашенко и КГБ - это больше похоже на продолжение работы ФСБ России по дискредитации Лукашенко и планомерному отрезанию для него малейших возможностей договориться с Западом.

В конце концов, ситуация общеизвестна и признана всеми (в том числе США и вообще западными союзниками): в Украине полно агентов Кремля, в том числе и на официальных должностях, в том числе и в высших эшелонах власти. Историю с вагнеровцами - слив из окружения президента сверхчувствительных данных в сфере нацбезопасности врагу - ещё никто не вычеркнул из "анамнеза". То есть, и исполнителей, и кураторов, и организаторов для практически любых акций на нашей территории хватает, если Кремль говорит "надо".

Неприятно, но убийство белорусского активиста выставляет украинскую власть в очень нехорошем свете: значит, она не контролирует собственные суверенные территории. Ей нечего противопоставить карликовому, по сути, тоталитарному режиму: напомню, вся шумная и проблемная Беларусь - это меньше 9,5 млн граждан.

Убийство Шишова на нашей территории добавило напряжённости в наши отношеня с Белым домом. "Соединенные Штаты глубоко опечалены смертью белорусского активиста Виталия Шишова в Киеве, и мы выражаем глубокие соболезнования его близким. Его смерть произошла на фоне неприемлемой белорусской расправы с гражданским обществом, и мы надеемся на полное и тщательное расследование украинской властью и установление причин и обстоятельств".

То есть, США на этом этапе также не уверены, возложить ли вину на режим Лукашенко, или сразу на Кремль. Впрочем, убийство Шишова только добавило тем для встречи Зеленского и Байдена в Вашингтоне 30 августа.

И ещё один важный аспект: то, о чём я писал уже несколько лет. «Мирный протест», белые платья, цветы, танцы, плакаты - всё это ни о чём в вопросе свержения политического режима. Уговорить диктатора уйти - просьбами, рациональными аргументами, стоянием на коленях - нереально. В итоге те, кто не будет ликвидирован и не успеет убежать, - сядут. Думаю, Лукашенко вряд ли будет переживать о том, десятая часть или треть его 9,4-миллионной страны стала новым ГУЛАГом, если это сохранит его власть.

И вот наконец убийство Шишова заставило озвучить эту очевидную истину. Его вдова Божена Жолудь на акции во вторник под посольством Беларуси в Киеве вслух, чётко и однозначно обозначила единственный реальный вектор движения: «...Начать не мирный протест. Взять в руки вилы наконец-таки. Я думаю, что Виталий очень бы этого хотел - чтобы все поняли, что мирно у нас ничего не получится. Только если мы объединимся и возьмём оружие в руки против них. Это единственный вариант, при котором мы сможем победить этот режим».

Это заявление может остаться заявлением - а может иметь конкретные последствия. Территория Украины может быть использована для формирования не только «инициативной группы белорусов в изгнании», но и для создания, тренировки, обеспечения отрядов белорусского сопротивления. Обеспечивать, конечно, будут те, кто заинтересован в свержении режима Лукашенко, - прежде всего США.

С одной стороны, это сможет сблизить нас с союзником и улучшить наши отношения. Но с другой стороны, это создаёт дополнительные вызовы и угрозы. Украине в таком случае придется позаботиться о безопасности белорусских активистов на своей территории. То есть, всё же начать зачищать официальные структуры и другие организации от агентов ФСБ. И может даже создать специальное подразделение по защите участников белорусского сопротивления на нашей территории.

==

И да, всё же война и открытые границы с агрессором и его союзниками (которым является режим Лукашенко) - не самое безопасное для Украины сочетание.