Школа подготовки студентов Оксфордского университета и Британский фонд развития инноваций Nesta решили дать ответ на этот вопрос и провели совместное исследование.
По мнению экспертов, до 2030 года будут полностью автоматизированы профессии мерчендайзера, дальнобойщика и администратора. Зато учителя начальных классов, ученые в сфере биотехнологий и медсестры, наоборот, станут гораздо более востребованными.
Кроме этого, в докладе описываются навыки, которые потребуются для профессий будущего, особенно в свете тотальной компьютеризации и автоматизации. Прежде всего, это способность принимать решения, анализировать возможные потери и выгоды от будущих действий. На более высоком уровне будут цениться умения генерировать идеи, причем важно не их качество, а, как ни странно, количество, из которых искусственный интеллект будет просчитывать возможные варианты.
Еще больше, по мнению исследователей, через десять лет будет цениться умение персонифицировано учить других, некое репетиторство. Специалисты, которые умеют донести информацию и составить индивидуальный план обучения, станут более востребованными. Кроме этого, важным станет умение понимать долгосрочные результаты обучения и влияние на них полученной новой информации.
Наконец, по-настоящему будет оценена оригинальность - навык, который в 2030 году будет важнее всех остальных. Это означает, что необходимо будет придумывать неожиданные решения для различного рода заданий и уметь по-другому смотреть на, казалось бы, обыденные вещи.
В докладе отмечается, что такие навыки, как творческое мышление, адаптивность и умение мыслить будут важнее, чем конкретные знания или навыки, которым сегодня уделяется чрезмерное внимание в учебном процессе, так как последние могут быть легко заменены простыми алгоритмами на основе искусственного интеллекта и роботами, в то время как для освоения первых машинам понадобится еще долгое время.
В итогах доклада эксперты пошли еще дальше и попытались спрогнозировать, какими будут профессии будущего, основанные на вышеупомянутых навыках. По их мнению, развитие медицины приведет к появлению специалистов, которые будут помогать людям приспосабливаться к жизни после 100 лет. Также будут востребованы дизайнеры, которые создают первоклассный VR-опыт (виртуальная реальность).
Поэтому следует отметить, что в будущем изобретательность будет наиболее востребованным навыком, и педагоги, которые заботятся о своих учениках, должны создавать учебные программы, чтобы обеспечивать именно такие умения.
Юрий Коноваленко