Я не верю в образование. Ну вот в то, что один человек может научить другого. В любом случае, это - самообразование. А что ты для этого используешь - книгу, интернет, других учеников, ментора или преподавателя - это уже технические подробности. В любом случае ты всегда учишься сам.
Но я верю в наставничество.
Задача того кто пишет книгу, делает онлай-курс или преподает - сделать свое преподавание интересным, увлекательным.
Этого нельзя сделать если преподавание для тебя - просто профессия. Это можно сделать только если ты любишь свой предмет и он тебя прёт. И ты спокойно можешь рассказать его на любом уровне абстракции - хоть для ребенка, хоть для взрослого с двумя высшими.
Но этого мало. Любить надо еще и детей, которых учишь. Ведь, зачастую дети с преподавателем проводят времени больше чем с родителями, особенно в той же младший школе или садике.
Преподаватель может компенсировать недостаток внимания, любви, заботы в ребенке, научить его самостоятельности, ответственности и стать для него авторитетом, наставником. И тогда уже не имеет значения что учить, дети просто будут идти чтобы получить недостающее от родителей.
Чтобы любить детей надо прежде всего любить своего внутреннего ребенка. Преподаватели, ненавидящие себя, своего ребенка внутри, также ненавидят и детей, которых учат, они их раздражают, злят, они вымещают злобу на них и агрессию, а преподавание для них - отработка, просто профессия, способ зарабатывания бабла.
Знаете, мы много спорим о том, какое должно быть образование, рассуждаем про финскую модель, про американскую или японскую. Но это все карго-культ, внешнее, второстепенное.
Техники переноса не работают и не сработают.
Как бы это пафосно не звучало, но в основе этих моделей лежит любовь. Просто любящие свой предмет и детей люди, хорошо делают свою работу.
Образование - это не функция, не ремесло. Это - искусство. Ему нельзя научить механически, это должно быть внутри.
Рано или поздно мы к этому придем. И это будет наша, украинская модель.