"Образование: Итоги 2021 года" - Владимир Спиваковский

"Образование: Итоги 2021 года" - Владимир Спиваковский

На нас обрушились сразу три катастрофы:

- Глобальный мир, в котором приходится учить детей, и который полностью изменил всю структуру образования;

- Информационная эпоха и диджитализация. Её предвосхищали, но все оказались к ней не готовы;

- Пандемия коронавируса, полностью взломавшая всё в образовании и отправившая его в онлайн.

Реформы всё время спотыкались. Хотя в целом система удержалась.

Вообще, система образования считается реформированной, если она имеет ответы на 7 базовых вопросов, среди которых самый главный:

1. Зачем учиться? - об этом спрашивает каждый ребенок.

И взрослые, увы, не имеют на это достойного ответа. Мол, учись-учись, в жизни пригодится. На самом деле, детям нужно давать или хотя бы показывать мотивацию и перспективы. Я насчитал полтора десятка мотивов, почему ребёнку нужно учиться. Тогда его жизнь была бы веселее.

2. Чему учиться? В последний раз система образования реформировалась примерно 400 лет назад, и все четыре столетия существует примерно один и тот же постоянный учебный план: математика, грамотность, языки, алхимия-химия. То есть мир коренным образом изменился, а мы продолжаем изучать одно и то же.

Так быть не должно. В мире многое изменилось, и мыслить нужно не школьными предметами, а проектами, кейсами, интегрированными вещами, которые сегодня пользуются спросом.

3. Как учиться? Сегодня образовательные технологии изменились. И речь не о подходах (например, как писать буквы или изучать формулы). Надо другое: Получать больше знаний за более короткое время – такая схема работает в бизнесе.

4. У кого учиться? К сожалению, учителей становится меньше – одни уходят на пенсию, другие - из отрасли или уезжают в другие страны. И пополнение рядов педагогов, тем более хороших, ждать неоткуда. В этой ситуации нужно думать о других технологиях, когда педагог будет учить не 15-20 детей, а 5 или 10 тысяч, и они сейчас есть. Конечно, без ухудшения качества.

Это тот случай, когда учителями будут такие гуру, которых заслушиваешься, получаешь знания, умения, навыки, которые пригодятся в жизни. Тогда произойдёт полное переформатирование учительского корпуса.

Может быть, они и учителями больше называться не будут. То есть это будут навигаторы, которые понимают, где брать знаниевую информацию, нужную ребенку, или даже частично роботы, которые будут проверять задания и тесты. Эти технологии сейчас вовсю разрабатываются в мире.

5-6-7. Где учиться и на какие средства? Если раньше родители просто выбирали школу, то недавно они оказались перед выбором – онлайн или офлайн-обучение. За эти полтора года, с переходом в онлайн, возникли тревоги, как по поводу качества такого образования, так и технологической неготовности школ и семей. Однако в мире сегодня научились создавать такие онлайн школы и курсы, которые не уступают оффлайновым. А иногда даже и превосходят их.

До ковида, в онлайне в Украине училось примерно 60 тысяч детей, сегодня уже 200 тысяч, и эта тенденция расширяется. Особенно спасительным оно может оказаться для ОТГ - объединенных территориальных громад, — сел или поселков, где закрываются маленькие школы или их нет, не хватает учебников или учителей, карантин, школы не отапливаются, и т.д.

Какие впереди тренды? Главный тренд – это перевод системы образования с уровня 2.0. на уровень 5.0.

Почему? Потому что если есть Web 3.0..., Индустрия 4.0.... и Связь 5G, то... - как можно терпеть, что кадры для них готовятся системой образования уровня 2.0.?

Это явное противоречие невозможно устранить простыми новыми методиками или улучшением преподавания предметов.

Здесь нужен скачок. И он провозглашен технологическими лидерами мира – Марком Цукербергом, Илоном Маском, Джеффом Безосом, Биллом Гейтсом и другими, взявшими курс на создание Новых технологических и образовательных Платформ-Вселенных, в которых всё будет устроено совсем по-другому.

Вы спросите – как? Подписывайтесь на мой телеграмм-канал и будете в курсе супер событий.

Там мы с международным сообществом строим META Education 5.0.