Что мы увидели за этот необыкновенный год в Белоруссии?
Мы увидели бессилие мирного протеста перед вооружёнными и сплоченными силовиками. Умилительные кадры с протестующими, снимающими обувь перед тем, как встать на скамейку, сменились на тысячи картинок поверженных, униженных, растоптанных людей.
Мы увидели победу силы над совестью, превосходство дубинки над улыбкой, торжество жестокости и безнаказанности над духом свободы и доброжелательности.
Собственно, XXI век встретился в Минске с XX и проиграл ему подчистую.
Это надо признать и нечего стыдливо прятать глаза. 300 тысяч добропорядочных граждан XXI века оказались бессильны перед парой тысяч наемников, выращенных на принципах ушедшего времени и верных им.
...А век поджидает на мостовой,
Сосредоточен, как часовой.
Иди - и не бойся с ним рядом встать.
Твое одиночество веку под стать.
Оглянешься - а вокруг враги;
Руки протянешь - и нет друзей;
Но если он скажет: «Солги»,- солги.
Но если он скажет: «Убей»,- убей...
О ком это здесь Багрицкий? О тех, кого год назад мирные протестующие белорусы встретили на своих улицах и площадях, о посланцах ушедшего века, гвардейцах Лукашенко. В этом дар поэта: видеть насквозь.
Оглянешься - а вокруг враги;
Руки протянешь - и нет друзей...
Это ведь не только в Минске теперь так, так и в Москве. И там, и там жестокий XX век всухую обыграл своего наследника. Но значат ли эти победы, что летоисчисление пошло вспять?
Конечно, нет.
А если так, то увиденное нами за этот необыкновенный год,- вовсе не финальный матч в чемпионате веков, а всего лишь один из его эпизодов. И знаете, при всех разочарованиях этого тяжкого года, мало найдется людей, искренне верящих в то, что именно Лукашенко заставит европейский ветер перемен подуть в противоположном направлении.
Многие в этот год говорили о возмутительном бессилии Запада. Кто- то искренне, другие по работе, а многие - из отчаяния. Это так похоже на 1968 в Праге! Только вместо советских танков на улицах Минска местные броневики. Но гравитация, удержавшая морально разбитого в первые дни народного восстания Лукашенко, исходила и исходит, несомненно, из Москвы.
Чего же ждали те, кто корит Запад за бездействие? Броска польских десантников на резиденцию Дрозды? Захвата литовскими спецназовцами площади Независимости? Танкового прорыва Первой кавалерийской дивизии США из Литвы в Белоруссию?
Смешно и нелепо. Кто готов начать Третью мировую из- за того, белорусские инсургенты не намерены пачкать руки горящими шинами по примеру украинских майдановцев?
К тому же в XXI веке в Европе танки давно вышли из моды. Да и в конце прошлого века они уже плохо держали пространство: бросили танки на Вильнюс в 90-м - и я не стану спрашивать, где теперь эти танки; кротко поинтересуюсь: где теперь Вильнюс?
Я не хочу здесь выступать адвокатом неповоротливого Запада. ( Главная его проблема в том, что он реально существует и ураганит исключительно в глазах тех, кто его ненавидит и боится. На самом же деле, никакого Запада и раньше- то не было, а уж теперь и подавно. Так что давайте признаем, что, для существующего лишь в чьем-то кошмаре, метафизический Запад делает гораздо больше, чем от него, эфемерного, следовало бы ожидать) Возвращаясь к футбольной метафоре, замечу, что роль болельщиков на трибунах важна очень, однако, никто не ждет, что они забьют гол вместо спортсменов. Возможно, это несправедливо, но ведь и справедливость, как спасительный Запад, тоже является исключительно продуктом нашего воображения.
Но знаете, что самое странное, самое удивительное и невообразимое? То, что метафизическая Справедливость довольно часто все же побеждает. И кстати, последних лет сто это ей удается все чаще. Хотя со своими победами опаздывает она иногда просто безбожно. Да что с нее, эфемерной, взять?!