"Окончание войны между Россией и Украиной не имеет не только военного, но и политического решения" - Ян Валетов

"Окончание войны между Россией и Украиной не имеет не только военного, но и политического решения" - Ян Валетов

Пришел к выводу, что большой аналитический обзор получается вторичным.

Его интересно писать, так как ты выстраиваешь в стройную систему факты и мысли, накопившиеся за месяцы войны. Возможно, его будет интересно читать, но проблема таких лонгридов в том, что их элементная база известна всем, кто читает, смотрит или слушает новости, и освежить картину можно лишь каким-нибудь инсайдом. А откуда у меня инсайды?)

А прогнозная часть, ну, как бы мы, авторы текстов, не тужились, с реальностью соотносится ровно настолько, насколько позволяет вероятность наступления событий.

Война, вообще-то, мало предсказуемая штука. Слишком много факторов работает на изменение обстановки. Человеческий, технический, политический, ситуационный, погодный…

Поэтому я хочу начать с конца истории.

Если кто-то не воспримет последующую мысль, то и тратить время на чтение всего текста не надо.

На сегодняшний момент окончание войны между Украиной и Россией не имеет военного решения.

Вторая, крайне неприятная мысль, которую я хотел бы донести до читателей.

Окончание войны между Россией и Украиной не имеет не только военного, но и политического решения.

Я не рассматриваю буйные фантазии моих соотечественников о неизбежном распаде РФ на бесконечное количество маленьких государств, как не склонен верить в возможность, а, тем более, в неизбежность дворцового переворота.

Скажу так, переворот мне представляется реальнее распада, но я не уверен, что смена императора сильно повлияет на цели и процессы в империи. А верить в сказки о том, что враги исчезнут, как роса на солнце, и кровожадный враг по нашему заветному желанию рассыплется на дружелюбные составные части...

Я и в Деда Мороза не верю, уж простите меня великодушно.

Вернемся к первому неприятному тезису.

Военного решения не существует.

Почему?

Потому что для военного решения конфликта необходимо нанести России военное поражение. Причем, речь идет не о том, чтобы выиграть бой или сражение - с этим, как мне видится, у нас все хорошо - речь идет о том, чтобы выиграть войну в целом.

Грубо говоря, если искать подходящую аналогию, то нам надо взять Берлин, а не останавливаться на своих границах. Выигрыш в Сталинградской битве не означает победу над нацизмом. Тем, кто полагают, что ВСУ обязательно возьмут Москву и продолжат свой победный марш за Урал, я попрошу закрыть файл и перестать читать текст. Мы не найдем общих точек – я не хочу обсуждать невозможное.

В первую очередь потому, что у Украины нет ни сил, ни средств, ни достаточных ресурсов для такой кампании.

Во-вторых, потому что война, которую ведет Украина, носит сугубо освободительный характер и изменения характера войны будет губительным и для наших отношений с союзниками, и для морального настроения наших войск.

Но и выиграть освободительную войну в полном объеме, чтобы решить проблемы Украины на десятки лет, и вернуть утраченные территории, задача нереализуемая, так как аннексированный Россией Крым защищен атомным оружием, а война на Донбассе, в любом случае, будет носить затяжной позиционный характер, и может продлиться долгие годы, если не десятиления.

Единственный более-менее реальный вариант, удовлетворяющий Украину на сегодня - это возвращение к границам на 24.02.2022 года, что будет равносильно военному поражению России, и отказу от военно-политических целей, поставленных руководством РФ.

Много это или мало? По моему разумению - это программа максимум, за которую нам еще предстоит воевать и погибать. Ну, естественно, для ура-патриотов такие цели - красная тряпка, зрада, поражение и ганьба. И я не собираюсь с ними спорить. Скажу только, что на сегодня, Россия уже потерпела военное поражение и ведет войну без четких военно-политических целей. Это война ради войны, в котором понятие победы, как и понятие поражения не имеет четких определений. Это сделано совершенно намеренно, для того, чтобы легко подменять понятия на внутреннем рынке информации. Поражение устами пропагандистов легко сделать яркой победой, а потребители кремлевского контента без проблем поверят во что угодно. Верили же они в неонацистский режим Зеленского?

С нами все несколько сложнее. Мы создаем себе иллюзию неизбежной победы и дорисовываем к ней воображаемые события. Наша вера в том, что смерть Путина неизбежна и изменит все, просто умиляет. Как и наша уверенность, что Россия в нынешнем виде доживает последние дни.

Хотелось бы более трезвого взгляда на вещи.

Никакое западное оружие, никакой душевный подъем или божий промысел не поможет нам наголову разгромить милитаристское 140 миллионное государство.

Запасы старого советского оружия у России таковы, что можно годами продолжать стрелять по Украине и никакие санкции не смогут это остановить. А старое оружие убивает и разрушает точно так же, как новое. Разница лишь в том, что, растратив современные вооружения, россияне вместо одной ракеты, попадающей в квадрат 10 на 10 метров, выстрелят 5 ракетами, попадающими в квадрат 100 на 100.

Любой вариант победы Украины, кроме полного уничтожения путинского режима и разгрома войск РФ, означает лишь временное прекращение военных действий.

Рано или поздно Россия продолжит попытки захвата украинской территории. Путин открыто заявил о намерении присоединения Украины насильственным путем, без словесной дымовой завесы по поводу денацификации, демилитаризации, противостояния НАТО и США. Цель – аннексия территорий военными методами. Мы имеем дело с колониальной захватнической войной, которую империя ведет со своим соседом, и цель у империи ясна и понятна - захват территорий, подавление сопротивления, уничтожение непокорных, включение территорий в свой состав.

Украина с западной помощью способна выиграть сражение за независимость в рамках реальных задач, но не способна ликвидировать угрозу аннексии окончательно. Война может быть отложена, но не выиграна прекращена.

Причины: превосходство противника по численности населения, по площади государства, по природным ресурсам, по вооружению, по наличию атомного оружия.

Теперь несколько слов по политическому решению.

Любые договора с Российской Федерацией носят исключительно временный характер.

Полагаться на какие-либо двусторонние договоренности, пусть подписанные при участии авторитетных посредников, совершенно безрассудно.

Весь мировой политический опыт взаимодействия с Россией на основании подписанных соглашений отрицателен.

Вся политика РФ, как и ее предшественников - Российской империи и СССР, построена на презрении к общепринятым нормам, на лжи и обмане.

Россия подпишет любой документ, если ей это выгодно, и нарушит любые соглашения через 5 минут после подписания, если сочтет это необходимым – загляните в историю, все это уже было много раз.

РФ недоговороспособна по сути. Ложь и дезинформация в политическом и информационном поле являются общественно-допустимыми методами ведения внешней и внутренней политики. Такие методы поддерживаются населением, не вызывают протестов или неприятия широких масс.

Может ли шулер пообещать честную игру? Можно ли договориться с убийцей о личной безопасности? Можно ли получить гарантии от лжеца?

В принципе, все можно. Только чего будут стоить эти гарантии? И к каким последствиям приведет вера в них?

Любой договор с агрессором не будет стоить бумаги, на которой он напечатан, и его действие может прерваться в любой момент.

Паузу противник использует для перегруппировки, накопления сил и выбора места нанесения нового удара. На какие бы уступки мы не пошли, на какие территориальные потери мы бы не согласились, это не остановит процесс поедания Украины по частям.

России нужна наша полная капитуляция, остальные этапы – всего лишь промежуточные остановки перед конечной.

Если мы хотим выжить, как государство, то должны следовать основному правилу: не бывает мирных соглашений с агрессором. Бывают лишь перемирия для накопления сил для следующего этапа войны на выживание.

Еще один аспект, который надо учесть – украинская экономика не способна выжить в условиях войны без посторонней помощи. Российская способна худо-бедно функционировать даже в условиях изоляции, санкций и технологической блокады. В России всегда будет что поесть, как топить и чем стрелять. Отстроить поврежденную инфраструктуру при постоянных ракетных обстрелах противника не представляется возможным. Инвестиции частных лиц в зону военного конфликта маловероятны. Для того, чтобы выжить нам нужны дотации, но дотации не бывают вечными. Выиграть эту войну экономически мы тоже не можем.

Мы зависим от союзников по всем факторам:

- оружие и амуниция

- военная техника

- финансовая помощь

Наши сильные стороны:

- человеческий ресурс

- продовольственные возможности

- военный опыт

Теперь поговорим о том, как можно выжить и занять устойчивое положение в подобной ситуации. В чем может заключаться решение?

В сегодняшней реальности, мы - европейская армия, защищающая границы ЕС. Украина по факту – фронтир. Украинцы – тот самый пограничный гарнизон, который принимает на себя первый удар орды. Изнеженная Европа не особенно рвется воевать. То же НАТО звучит и выглядит грозно, но, как я понимаю, не у меня одного возникает сомнение: а будет ли оно действовать решительно в случае возникновения военной необходимости? Более того, никто не рвется проверить, а сможет ли оно выполнить свои функции в прямом военном конфликте? Европе значительно дешевле содержать, вооружать и поддерживать ВСУ, чем допустить перенос конфликта, пусть даже теоретический, на свою территорию. Никто не знает, где остановится страна-террорист? Как далеко простираются планы и амбиции ее неадекватного руководства? Кого еще возненавидит ее богоизбранный народ?

Если ЕС, Англия и США осознают, что ВСУ – это именно то качественное дополнения к силам Альянса, что нужно Европе, если планы по созданию военного союза между Великобританией, Украиной, Польшей и странами Балтии перейдут в реальную плоскость, то совместное удержание тысячекилометровой границы простирающейся от Балтики до Кубани станет реальностью.

И именно такой военный союз обеспечит безопасность европейского континента от возможного российского вторжения. ВСУ может перейти на европейское финансирование для обеспечения европейской независимости и построения прочного мира в регионе.

Вторая насущная необходимость для Украины – это отделение военного бюджета от бюджета экономического возрождения. Любые украинские проекты будут находиться в зоне риска до тех пор, пока будет существовать угроза российской агрессии. Достаточно вспомнить судьбу Алчевского меткомбината, уничтожение гигантов металлургии и машиностроения в Мариуполе и то, что сделал русский мир с угледобывающей промышленностью Донбасса. Вообще, если вспомнить предприятия, купленные российскими собственниками в Украине начиная с 90-х годов, то мы увидим наглядную картину ликвидации целых отраслей украинской промышленности, способных составить конкуренцию российским производителям. Нынешняя война выбросит нас из десятки крупнейших производителей черных металлов и проката, ударит по добыче руд, нанесет огромный вред украинскому сельскому хозяйству – и то, что это просчитывалось российскими аналитиками для меня совершенно очевидно. Российские ракетные удары нанесли вред не военной инфраструктуре – у нас ее практически не было! – разрушена гражданская и промышленная инфраструктура, практически мы потеряли 50% нашей экономики.

Необходимый для защиты территорий военный бюджет и бюджет на восстановление промышленности не потянет ни одна экономика, даже если над ней не висит риск ракетных ударов и блокировки портов. Развивая армию, как передовой отряд Европы перед лицом российской агрессии, в рамках отдельного оборонного бюджета, мы можем достойно выглядеть на европейском и американском рынке. Путь к модернизации открыт российскими ракетными ударами – очень часто возможность восстановить старое толкает прогресс назад. Сейчас нам проще строить новое, основываясь на международном разделении труда, размещая украинскую промышленность, в том числе на польской территории, на территории стран Балтии. Если мы фронтир, то и жизнь свою мы должны строить так, как положено на фронтире - под постоянной угрозой вторжения. Это не плохо и не хорошо – это данность.

Не очень приятно ощущать себя передовыми римскими легионами, но… Это тоже стало реальностью вне зависимости от наших желаний и чаяний. Мы не хотели себе этой судьбы, это судьба выбрала нас, сделав Украину непроходимым барьером между демократией и российской диктатурой. Если ты не можешь что-то изменить – прими это и живи дальше. Меняй то, что можешь. Как оказалось, мы умеем воевать. Так почему не превратить это умение в золото?

Хорошо бы всем понять, что война между Россией и Украиной – это не локальный постколониальный конфликт, это начало Третьей мировой войны, цивилизационной битвы между агонизирующей дряхлой империей, застрявшей на границе между Западом и Востоком, и всем остальным миром.

Я не шучу, говоря о Третьей мировой. Просто вспомните, что ни Первую, ни Вторую мировую никто не называл мировыми, когда они начинались. И начинались они с локальных конфликтов, которые по объективным причинам переродились в глобальные войны, вовлекшие в себя десятки стран.

В настоящий момент у Запада есть возможность локализовать болезнь на ранней стадии. Не допустить разрастания раковой опухоли на полконтинента, как это случилось в 1939 году. Маски сброшены, дипломатия не работает, есть риск глобальной ядерной катастрофы. Пришла пора выстраивать новую систему безопасности, на новых принципах. Старого мира, за порядком в котором следила ООН, больше нет. Это тоже свершившийся факт. Ни Ялтинские соглашения, ни Потсдамский мир, ни договора ограничения стратегических вооружений, ни Беловежские соглашения – ничего из того, что создавало международную систему противовесов и сдерживаний, не работает. И не будет работать, пока в очередной раз агрессор не будет призван к ответу тем или иным способом.

Собственно все.

Победа возможна, если мы сумеем интегрироваться в мир, несмотря на нытье пораженцев и скептиков. Мы выживем, и будем развиваться, как часть большого организма, работая на общую безопасность, на общие задачи.

В одиночестве мы обречены вести вечную войну на истощение, в которой рано или поздно потерпим поражение.

Выбор невелик, но его надо принять и жить дальше.

Слава Украине!