"Окружной административный суд Киева снова на слуху" - Кирилл Сазонов

"Окружной административный суд Киева снова на слуху" - Кирилл Сазонов

Судья Алена Мазур приостановила действие приказа №90 «О переходе воинских частей (учреждений, заведений) Вооруженных сил Украины на систему продовольственного обеспечения по применению каталога продуктов питания в 2019 году».

В Минобороны сразу же обвинил суд почти в полном развале системы питания военнослужащих.
Чем же так возмущены господа военные?

Оказывается, судья приняла решение для обеспечения иска предпринимателя, который обжаловал правомерность процедуры принятия приказа №90. Министр обороны Степан Полторак подписал приказ в апреле 2019 года. Но, как установила судья, документ был издан с нарушением процедуры принятия регуляторных актов. Минобороны должно было сначала внести проект приказа в план подготовки регуляторных актов, потом согласовать его с Государственной регуляторной службой и наконец обнародовать для общественного обсуждения. Но ничего из перечисленного в Минобороны не сделали. Поэтому неправомерность принятия приказа очевидна, а логика решения судьи целиком понятна: незаконно принятый нормативный акт не должен сохранять действие.

Но почему же в Минобороны пошли на такое нарушение?
Ответ кроется в желании военного руководства побыстрее завершить эксперимент по питанию военнослужащих по каталогу продуктов питания. Очевидно, что в Минобороны понимали, с каким результатом закончатся президентские выборы и что многим после этого придется попрощаться с должностями. Поэтому и решили до конца года перевести на каталог все воинские части.

Чем же военным не угодила аутсорсинговая система продовольственного обеспечения? Да тем, что убрала из рук военных рычаги, позволявшие зарабатывать на провианте. А это немалые деньги.

Аутсорсеры готовили пищу для солдат в столовых и по строгим нормам питания, которыми прописаны калорийность и количество мясных, молочных, хлебобулочных продуктов, а также овощей и фруктов. Военные могли только проверять качество еды, а к закупкам продуктов не имели никакого отношения. Но в 2015-м в Минобороны заговорили об эксперименте в организации питания, суть которого состояла в следующем: в подразделениях вводились должности поваров и обслуживающего персонала (за счет сокращения должностей других воинских специальностей, конечно), в обязанности которых входило приготовление пищи, а продукты по каталогу закупались на тендерах. При этом что покупать и сколько - решал сам командир воинской части. Как и то, кого из штатных стрелков, пулеметчиков, механиков-водителей, операторов-наводчиков перевести в повара или помощники по кухне. А за тем, что творится на кухнях и в столовых, тоже будет следить тот, кто организовывает питание. Как в совковой армии.

Эксперимент пришелся на времена, когда тысячи волонтеров свозили на передовую продукты питания. Чтобы придать своей «решительной реформе» с каталогом привлекательности, в Минобороны декларировали увеличение ассортимента и разнообразие готовых блюд. Хотя на самом деле небольшая стоимость набора продуктов вынуждала командиров воинских частей заказывать мясо, не расхваленные бананы с ананасами. А при таком заказе и разнообразия блюд не будет. Но эксперимент продолжали из года в год, закладывая все новые коррупционные риски.

А потом «полезли бока». Аутсорсеры из расчета 85 грн. на завтрак, обед и ужин солдата сами покупали продукты, везли их в солдатскую столовую, платили поварам за готовку, оплачивали коммунальные услуги, электричество, покупали инвентарь и много еще чего нужного. При каталожной системе предприниматель должен только доставить продукты в столовую – и все. Все остальные расходы теперь несет Минобороны, а это плюс 40-50% к цене одних продуктов. Вот и получается, что суточная стоимость питания солдата уже не 85 грн., а все 120 грн. Если взять общую численность Вооруженных сил, то перерасход бюджетных средств составляет около 1,4 млрд. грн. К тому же одних только поваров-контрактников нужно около 15 тыс., и новые столы, холодильники и варочные поверхности в столовые закупить. Чем покрыть эти расходы? Да разве это проблема при растущем из года в год оборонном бюджете?

К слову, Государственная аудиторская служба уже проводит государственный финансовый аудит выполнения бюджетных программ Министерством обороны в 2017-2018 году. Уверен, что мы еще узнаем настоящую цену эксперимента с питанием военнослужащих по каталогу и кто из генералов зарабатывал на такой «реформе».

Кирилл Сазонов