Олег Стриженов. Почему знаменитый актер заслужил славу «неудобного» героя

Олег Стриженов. Почему знаменитый актер заслужил славу «неудобного» героя

10 августа исполнилось 89 лет актеру, который стал настоящей легендой советского кино, – Олегу Стриженову. Его визитными карточками стали роли в фильмах «Овод», «Пиковая дама», «Звезда пленительного счастья» и др., но в его фильмографии могло бы быть вдвое больше работ. Режиссеры считали его слишком нетерпимым и опасались предлагать ему сценарии, зная о том, что однажды он даже пошел на конфликт с министром культуры Екатериной Фурцевой и знаменитым режиссером Сергеем Бондарчуком, отказавшись от роли Болконского уже после того, как был утвержден.

Олег Стриженов родился в 1929 г. в семье военнослужащего, который прошел Гражданскую и Великую Отечественную войну. Его старший сын стал военным летчиком, а средний – актером. Младший сын Олег в военные годы работал механиком в цеху по обработке кинопленки, а позже получил специальность кинотехника и в 14 лет был награжден медалью за трудовую деятельность во время ВОВ. Окончив Щукинское училище, он поступил в труппу Таллиннского русского драматического театра, а потом выступал на сцене МХАТа.

Кинодебют Олега Стриженова состоялся в 1951 г. – он сыграл эпизодическую роль в картине «Спортивная честь», а уже через 4 года ему достались главные роли в фильмах, сделавших его всесоюзно известным, – «Мексиканец» и «Овод». На роль Артура в «Оводе» проходили пробы многие знаменитые актеры, но режиссер выбрал начинающего актера с аристократичной внешностью. После этого за ним закрепилось амплуа благородного романтического героя, в котором он был особенно убедителен и великолепен. Позже актер признавался, что такой мощный старт кинокарьеры не только дарит многочисленные привилегии, но и ко многому обязывает: «Наверное, без этой роли у меня бы иначе сложилась судьба. Я сразу взял очень высокую планку. А ведь можно было начать с какого-нибудь там паренька Васи или тракториста Феди. Мелькнул бы раз пять в таких ролях – и никто бы меня уже князем не увидел».


После того, как Стриженов исполнил главную роль в «Сорок первом», ему стали часто предлагать однотипные роли белых офицеров, от которых актер отказывался. Даже отверг предложение своего друга, режиссера Владимира Федина, сыграть поручика в его фильме «Любовь Яровая». Зрители не увидели его и в «Балладе о солдате», где он уже начал сниматься, но съемки пришлось приостановить из-за травмы режиссера. А когда они возобновились, Стриженов уже снимался в «Белых ночах» у Пырьева, и главную роль в «Балладе о солдате» сыграл Владимир Ивашов, для которого она стала знаковой.

Хотя актер не страдал звездной болезнью и не называл себя звездой, считая это «оскорбительно смешным», он всегда был независимым, самодостаточным и обладал чувством собственного достоинства, не позволявшим ему идти на уступки в тех ситуациях, когда другие актеры были готовы на все, чтобы получить роль. Он отказывался от тех ролей, о которых его коллеги мечтали, и шел на конфликт с режиссерами, которые в других вызывали трепет. В актерской среде о неуживчивом и бескомпромиссном характере Стриженова ходили легенды. Он и сам не отрицал того, что в работе всегда был нетерпим и требователен – и к себе, и к окружающим.

Настоящий скандал разгорелся во время съемок «Войны и мира». Режиссер Сергей Бондарчук, с которым Олег Стриженов был дружен, целый год не мог определиться с выбором актера на роль Андрея Болконского. Он приглашал на пробы десятки претендентов, зная о том, что и сам Стриженов, и зрители хотят видеть в этом образе именно его. Только в числе последних его пригласили на пробы. Но к тому моменту он был так обижен на Бондарчука, что решил ему отомстить. Стриженов прошел пробы и был утвержден на роль Болконского, о чем даже написали в «Советском экране», но в последний момент актер отказался сниматься, поставив режиссера в затруднительное положение.

Разрешить этот конфликт пыталась даже Екатерина Фурцева. Однажды она позвонила Стриженову и пригласила на встречу, а он, решив, что это очередные выдумки его изобретательных поклонниц, отказал ей в резкой форме и бросил трубку. Министру культуры пришлось позвонить ему еще раз и повторить просьбу. А когда Стриженов к ней пришел, увидел у нее в кабинете членов съемочной группы во главе с Бондарчуком, представителей отдела культуры ЦК и заместителей министра. Но ни доводы руководства «Мосфильма», ни слова Фурцевой о том, что это «фильм по особому заданию», его не убедили. Актер наотрез отказался сниматься: «Знаете, Екатерина Алексеевна, в последнее время в прессе, когда пишут обо мне, заканчивают свои опусы одним и тем же: у Стриженова все хорошо, публика его любит за те роли, которые он играет, но мы ждем от него образ советского положительного героя… Так зачем же вы меня опять в князья, в эполеты? Нет! Я буду ждать и искать «советского положительного героя». В итоге Болконского сыграл Вячеслав Тихонов.

Часто Стриженов отказывался от легендарных ролей, которые впоследствии становились визитными карточками других актеров. Он не захотел играть Гамлета у Козинцева и Вронского в «Анне Карениной» Зархи. Последний даже утвердил его без проб, о чем уведомил телеграммой: «Вы – Вронский. Зархи». Однако актер посчитал это оскорбительным: «Что же Зархи мне телеграммы шлет? Не вызвал, не поговорил. Может быть, мне его замысел с художественной точки зрения не подходит». Многие режиссеры после этого попросту не предлагали ему ролей, не желая связываться с «неудобным» героем.

После 1987 г. Олег Стриженов почти не снимался – говорил, что ситуацию в кино можно охарактеризовать тремя словами: «Трудно, бедно, слабовато». Он оставался верен своему принципу: либо главные роли в хорошем кино, либо ничего. Только дважды режиссерам удалось убедить его снова появиться на съемочной площадке: в 2000 г. Владимир Басов-младший уговорил Стриженова сняться в его фильме «Вместо меня», а в 2004 г. он сыграл в сериале «Пять звезд».


Несмотря на то, что в его фильмографии всего около 40 работ, Олег Стриженов не считает, что не смог реализовать свой творческий потенциал в полной мере. По его убеждению, большое количество ролей – не показатель успешности актера. Куда важнее для него играть то, что сам хочет и любит, и то, в каких образах он останется в памяти зрителей. И тут он выполнил свою задачу на 100 процентов, ведь большинство его героев стали легендами советского кинематографа.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/100818/40060/