Олимпийский гамбит Ким Чен Ына

Олимпийский гамбит Ким Чен Ына

За новогодним заявлением лидера Северной Кореи Ким Чен Ына о том, что в 2018 году он перейдет к массовому производству ядерного оружия и межконтинентальных ракет, лежит новая стратегия, направленная на начало прямых переговоров с Южной Кореей в надежде вогнать клин между ней и ее американскими союзниками.

Возможно, ощущая напряженность между президентом Дональдом Трампом и президентом Южной Кореи Муном Джэином, Ким призвал к срочному диалогу между двумя Кореями до открытия Зимней Олимпиады, назначенного на следующий месяц.

Отношения между союзниками испортились еще несколько месяцев назад, когда либерал Мун выступил за налаживание экономических и дипломатических отношений с КНДР, пока Трамп пытался надавить на Север с помощью ужесточения санкций. Мун вызвал возмущение Трампа и его помощников своим намерением наложить вето на любые упреждающие военные действия Америки против ядерной программы Северной Кореи.

До сих пор Ким в значительной степени обходил Муна вниманием. Северокорейские СМИ изображали его бесхарактерным прислужником Соединенных Штатов. Но резкая смена тона и политики в сторону двусторонних переговоров между двумя Кореями говорит о том, что Ким видит возможность углубить и акцентировать раскол между Муном и Трампом, делая ставку на то, что Соединенные Штаты не смогут продавить Север, не имея на то южнокорейского согласия.

Этот гамбит может оправдаться. Через несколько часов после выступления Кима, в котором он призвал к переговорам о возможном участии КНДР в зимних Олимпийских играх, администрация Муна одобрительно отозвалась о предложении Пхеньяна, что, вероятно, еще больше усугубит напряженность в отношениях с Соединенными Штатами. «Мы уже заявили о своей готовности вступить в диалог с Северной Кореей в любое время, в любом месте и в любом формате, при условии, что обе стороны смогут обсудить возрождение своих отношений и мира на Корейском полуострове», - сказал представитель президента Пак Су-Хён.

В заявлении подчеркивалась роль обеих Корей в разрешении ядерного кризиса. Трамп, напротив, придерживается более жесткого подхода. Прежде он заявлял, что никаких переговоров быть не может без признаков того, что КНДР откажется от своих ядерных и ракетных испытаний и не поймет, что конечная цель любых переговоров - это полный, открытый демонтаж ее ядерного потенциала.

«Время этого заявления, в сочетании с заявленной способностью КНДР нанести удар по Соединенным Штатам, добавляют переменные в это уравнение, - говорит Роберт Литвак, автор книги «Preventing North Korea’s Nuclear Breakout» и ученый из Центра имени Вудро Вильсона. - Ким видит редкий шанс встать на сторону южнокорейцев против президента Трампа».

Речь Кима была «позитивным сообщением, которое теперь требует незамедлительного ответа от Сеула и Вашингтона», говорит Дуйон Ким, аналитик, приглашенный на Korean Peninsula Future Forum в Сеуле. - Ким сосредоточился на налаживании отношений между Севером и Югом. И это увеличивает вероятность на то, что между союзниками будет взбит клин, поэтому Сеулу будет важно постоянно держать Вашингтон в курсе и координировать свои действия с США и в дальнейшем».

В рамках своего предложения Ким также согласился на просьбу Муна отправить северокорейскую делегацию на зимние Олимпийские игры. Южнокорейский президент делает ставку на то, что КНДР не станет срывать Олимпиаду запуском ракет или террористическим актом, если в играх будут участвовать северокорейские спортсмены.