История с расстрелом синагоги в Питтсбурге - замечательная иллюстрация того, что невозможно канализировать ненависть. Если общество или его часть заражено этой ненавистью, нетерпимость будет выражаться в самых неожиданных и страшных формах и будет направлена на тех, кто отличается, на тех, кто слабее, на тех, кто богаче, просто на тех, кто раздражает того или иного идиота, которому дали возможность ненавидеть, которому доказали, что ненависть - это хорошее гражданское чувство.
Война России с Украиной началась отнюдь не после Майдана. Истоки этой войны можно поискать в ковровых бомбардировках Грозного или войне против Грузии. Но подлинная, внутренняя трансформация общества началась в день принятия куклами из российской Государственной Думы пресловутого закона о борьбе с «пропагандой гомосексуализма среди детей» - так в российском обществе с малого начала насаждаться атмосфера ненависти, легко превратившая его в орду, рукоплескавшую «покорению Крыма».
Антимигрантская риторика, которой злоупотребляет Трамп и другие политики-популисты во всем мире, может привести отнюдь не к желанию избавиться от мигрантов. Она может привести к желанию избавиться от богатых, слишком умных, не посещающих вовремя церкви, тех, кто не с теми спит и не от тех рожает. Просто от тех, кто в очках. Все это мы уже проходили. И все это всегда, во все периоды новой истории человечества начиналось именно с синагог.
Понятно, что Дональду Трампу, только что перенесшему американское посольство в Израиле в Иерусалим, все это просто в голову не приходит. И не потому, что он не политик, а как раз потому, что политик. Политикам, как правило, такие мысли в голову не приходят, потому что они верят, что могут контролировать ненависть.
А ненависть контролировать нельзя.