В последние недели российские военные атаковали несколько украинских городов с помощью иранских беспилотников. Белый дом подтвердил, что Иран поставил России десятки беспилотников и еще больше – 2,400, по словам президента Украины Владимира Зеленского, - а также операторов, которые находятся вместе с российскими военными в Крыму. Использование иранских беспилотников в Украине вызвало беспокойство по поводу углубления ирано-российских связей и уровня развития иранской программы беспилотников. Но для Ирана Украина служит еще одним полем боя, на котором он может испытать свой флот беспилотников против защитных систем, предоставленных США и НАТО.
Тегеран прочно встал в сторону Кремля с первых дней вторжения России в Украину. Отчасти это объясняется режимом санкций, который сильно бьет по экономике обеих стран, а отчасти - общей заинтересованностью в ослаблении США и НАТО. Но характер поддержки Ирана изменился, когда Тегеран поставил беспилотники, а затем начал обучать российских военных работе с ними. Сообщения о сделке появились в середине лета, а к августу иранские беспилотники уже находились в Украине. Точные условия сделки остаются неясными, но иранские беспилотники компенсируют потребности российских ВВС в средствах наблюдения и могут пополнить быстро истощающиеся запасы ракет. Для Ирана эта сделка приносит денежные средства или погашает долг, но что более важно, его беспилотники оказываются на другом театре военных действий.
Беспилотники уже предоставляют иранским силам и их марионеткам в регионе важнейшие возможности, включая воздушное наблюдение и нанесение ударов на ближней и дальней дистанции. Благодаря своим небольшим размерам их трудно заметить на радарах, и их трудно сбить, поскольку они летают низко и медленно, используя пробел в системах обороны. Некоторые беспилотники играют роль высокоточных боеприпасов, например, «Шахед-136», который получил прозвище «беспилотник-камикадзе». Хотя отдельные дроны несут относительно небольшую полезную нагрузку, технология роя дронов, которую иранские военные продемонстрировали в конце 2021 года, позволяет объединить их огневую мощь. Мобильные пусковые установки «Шахед-136», установленные на грузовиках, представляют такие же проблемы для обнаружения, как и иракские пусковые установки «Скад» во время первой войны в Персидском заливе. Более того, Иран производит некоторые компоненты беспилотников из доступных на рынке двигателей и других технологий двойного назначения, что осложняет усилия по предотвращению закупок деталей. Тегеран даже назвал беспилотники «главной опорой войн будущего» и утверждает, что они будут играть все более заметную роль в его военном поведении.
Усиление угрозы со стороны иранских беспилотников не должно быть сюрпризом. Хотя иранские учения и отчеты могут раздувать возможности, иранские беспилотники доказали свою ценность в активных конфликтах. Йеменские хуситы начали использовать беспилотники иранского производства в 2016 году. Они использовали дроны малой дальности для поражения систем ПВО Patriot на территории страны, нейтрализуя их перед тем, как выпустить по ним ракеты. Они также использовали эти дроны для трансграничных атак на военную и нефтяную инфраструктуру Саудовской Аравии. Иран представил более дальнобойные разработки, которые хуситы испытывали против саудовских целей, и первый известный «Шахед-136» появился в Йемене к сентябрю 2020 года. Запущенные хуситами беспилотники и ракеты прощупывают саудовские системы ПВО, в первую очередь системы ПВО Patriot, чтобы выявить уязвимые места, которыми они затем могут воспользоваться. Результаты работы иранских беспилотников в йеменском конфликте почти наверняка отразились на будущих циклах разработки.
Этот цикл обратной связи делает тревожным использование Россией иранских беспилотных технологий. Сами по себе беспилотники вряд ли приведут к стратегическим изменениям в войне в Украине. Российские военные атакуют гражданские и инфраструктурные объекты с помощью беспилотников, чтобы сломить волю украинского народа, но эти нападения, похоже, только еще больше закалили украинцев к российской жестокости. Украинские военные сбивают более 70% беспилотников «Шахед-136», используя разработанные на ходу методы защиты от дронов. Защита включает в себя радар для определения потенциальных угроз, патрулирование истребителями, наземные зенитные ракеты и даже пулеметный огонь. США и НАТО поставили Украине системы защиты от беспилотников, включая мобильную систему VAMPIRE, чтобы помочь в защите от российских атак.
В то время как США и НАТО будут пожинать плоды опыта украинских военных, Иран будет заниматься тем же. Иранцы, управляющие беспилотниками из Крыма, находятся в непосредственной гуще событий и могут сообщить, какие атаки беспилотников проникли через какие защитные системы, и где могут быть бреши в любых системах обороны. Следующее поколение иранских беспилотников будет гораздо сложнее остановить.
Разнообразие способов, с помощью которых украинские военные срывают атаки российских беспилотников, свидетельствует о наличии в их распоряжении множества средств защиты. Но это также говорит о разовом характере ответных действий, выявляет уязвимость перед все более сложными - и проверенными на практике - иранскими технологиями, а также обнажает асимметрию в защите от угрозы. Поднятие в воздух истребителей для борьбы с беспилотниками, как это сделали США в сентябре, трудно назвать эффективным ответом. Также, как выяснили саудовцы, не стоит использовать ракеты Patriot стоимостью в миллионы долларов.
США и НАТО должны взять на себя обязательства по развитию своих возможностей по борьбе с беспилотниками и замедлению программы беспилотников Ирана. Первые шаги Министерства обороны по разработке стратегии и технологий для ее поддержки кажутся позитивными, но их все еще недостаточно, поскольку современные военные действия развиваются быстрее, чем циклы оборонных закупок. Конгресс может помочь в этом деле. Финансирование усилий военных по борьбе с этой растущей угрозой - это один из способов. Другой - сосредоточиться на иранской сети закупок беспилотников и тех, кто ими управляет. Санкции против организаций, входящих в эту сеть, затруднят Ирану получение необходимых компонентов. Также необходимо обеспечить наличие соответствующих полномочий для атак на производственный цикл с помощью кибернетических и иных средств.
Угроза иранских беспилотников растет, и это лишь вопрос времени, когда американские, а не украинские военные будут вынуждены защищаться от них.