ОПАСНЫЙ ПРИЗРАК ПОБЕДЫ

ОПАСНЫЙ ПРИЗРАК ПОБЕДЫ

Война за Нагорный Карабах стала детонатором распада Советского Союза. То, что сейчас происходит вокруг Карабаха, гораздо опаснее событий 30-летней давности. По одной причине, теперь реальной стороной конфликта почти неприкрыто выступает Турция. Если Армения не сумеет в ближайшие дни и часы остановить наступление азербайджанских ударных частей, этот локальный конфликт перерастет в очередную турецко-российскую войну. Конечно, по новой моде, она будет гибридной, тем не менее сути дела эта гибридность не меняет.

Парадоксально, но русско-турецкие войны в этом регионе, если посмотреть с высоты исторической кафедры, скорее правило, чем исключение.
В общем счёте, русско-турецкие войны длились 351 год (1568—1918 годы). За этот период Россия и Турция находились в состоянии войны 69 лет. В среднем, одну русско-турецкую войну от другой отделяло всего 25 лет.
Мало кто помнит и уж тем более мало кто сейчас готов напомнить, чем, собственно, закончилась для России последняя война с Турцией. Вопреки интуитивному историческому предчувствию, война эта завершилась ужасным и позорным поражением России.
Не хватайтесь за сабли, дорогие френды-патриоты. Это - гранитный исторический факт. Турция была одной из сторон, подписавших унизительную капитуляцию ленинской России в Бресте в 1918 году.
По Брестскому мирному договору все земли, захваченные Россией у Турции, возвраща­лись, вместе с занятыми ранее округами Карса, Ардагана и Батума.
Детали уточнила Батумская конференция. Она проходила в мае 1918го в обстановке вторжения турецких войск на территорию Закавказья. Все требования турок поддерживала присутствовавшая на переговорах делегация Германской империи во главе с генерал-майором фон Лоссовом.
15 мая Наркомат иностранных дел РСФСР в ноте на имя германского посла Мирбаха потребовал привлечения представителя РСФСР к работе конференции и, указав на незаконность «закавказского правительства», предупреждал, что РСФСР не будет признавать соглашений, которые могут быть подписаны без участия советской делегации.
В мирной конференции в Батуме, которая была практическим продолжением Бреста, приняла участие делегация Союза горцев Кавказа. 11 мая здесь была провозглашена независимость «Горской республики» и было объявлено о её отделении от Советской России. В состав союзной «Горской республики» вошли: Дагестан, Чечено-Ингушетия, Осетия, Карачаево-Балкария, Кабарда, Абхазия и Адыгея. Турция заявила о признании «Горской республики».
Вот, кстати, дословно статья 4 из Брестского договора. Она гласит:
"...Россия сделает все от нее зависящее, чтобы обеспечить скорейшее очищение провинций Восточной Анатолии и их упорядоченное возвращение Турции.
Округа Ардагана, Карса и Батума также незамедлительно очищаются от русских войск. Россия не будет вмешиваться в новую организацию государственно-правовых и международно-правовых отношений этих округов, а предоставит населению этих округов установить новый строй в согласии с соседними государствами, в особенности с Турцией."...
Все это теперь кажется антироссийской фантастикой. Но лишь потому, что Кавказ вернули России те самые союзники, которых она так жестоко кинула в Бресте в марте 1918го.
30 октября 1918 года Великобритания и Турция подписали Мудросское перемирие, ознаменовавшее поражение Турции в Первой мировой войне и, в частности, предусматривавшее отвод турецких войск к довоенным границам. И только в связи с поражением Турции в войне Брест-Литовский и Батумские мирные договоры утратили силу.
Все военные эксперты, которых я читал вчера и сегодня, близки во мнении, что у наступающей стороны нет ресурса для оккупации Нагорного Карабаха и той прилегающей территории, что связывает его с Арменией. Иначе говоря, у этой войны ( если конфликт в нее перейдет) нет победной опции у Баку. А это означает огромную опасность для правящего клана Алиевых. И огромный соблазн для Эрдогана попытаться прямым участием снова окончательно решить "армянский вопрос". Гибридная дружба Анкары и Москвы этому вряд ли способна помешать. Но, кстати, для политического будущего Эрдогана, как и для Алиева, поражение на подступах к Карабаху смертельно опасно. Но еще опаснее призрак победы...

Boris Fel