На церемонии вручения дипломов Гарвардского университета в мае этого года бывший его студент Марк Цукерберг посоветовал выпускникам заняться созданием нового социального контракта для своего поколения: «Нам нужно общество, которое измеряет прогресс не только экономическими достижениями вроде ВВП, но и значимыми ролями». Потом он добавил под аплодисменты: «Нам следует найти источник гарантированного базового дохода, чтобы у каждого человека была возможность заняться тем, чем он хочет». Кто же откажется от трех тысяч долларов в месяц?
Если правительство начнет обеспечивать граждан гарантированным базовым доходом, страна мгновенно обанкротится, но многие по-прежнему верят в возможность получения легких денег. «В наше время роботы постепенно заменяют представителей различных профессий, – сказал генеральный директор Tesla Илон Маск на Мировом правительственном саммите, который прошел в Дубае в начале этого года. – Я полагаю, что обеспечение гарантированным базовым доходом скоро превратится в жизненную необходимость».
Роберт Райх, министр труда у президента Клинтона, подытожил несколько месяцев назад: «Мы дошли до точки развития, когда на многих должностях технология вышла на первое место. Пора всерьез задуматься о перспективе гарантированного базового дохода».
Глупости. На протяжении всей своей истории автоматизация создала больше рабочих мест, чем уничтожила. На место стиральных досок и прессов для отжимания белья пришли недорогие стиральные машины, на которых работали женщины. Автоматизированное производство и покупки в один клик вытеснили розничную торговлю, но миллионы рабочих мест в США пустуют. Интернет-ритейлер Amazon приобрел сеть супермаркетов Whole Foods, чтобы повысить эффективность покупки продуктов, но это вовсе не означает, что все рабочие места в продовольственных магазинах исчезнут в один миг.
Основная идея экономики, которую, очевидно, перестали преподавать в Гарварде, предельно проста: снижение стоимости товаров и услуг путем автоматизации позволяет капиталу – финансовому и человеческому – противостоять куда более серьезным проблемам.
Такого рода предсказания уже не новы, но они почти всегда были ошибочны. В 1930 году Джон Мейнард Кейнс предположил, что у его внуков будет 15-часовая рабочая неделя. Сэм Олтмен, которому принадлежит бизнес-инкубатор Y Combinator, тоже любит делать подобные высказывания. В прошлом году он заявил: «Мы считаем, что у всех людей должно быть достаточно денег для удовлетворения основных потребностей, неважно каких, особенно если имеется достаточно ресурсов для осуществления этой идеи».
С чего начать? Стоимость всего, на что укажет правительство, начнет расти быстрее инфляции: образования, здравоохранения, жилья. Ценовые сигналы исказятся, но пока Дядя Сэм платит, никто этого не заметит. Кстати, а почему 3,000 долларов в месяц? Почему не 4,000 или даже 40,000? Каждый заслуживает Стипендию Мак-Артура!
Прошлогодние выборы президента доказали, что людям нужна работа, а не подаяния. Если люди перестанут работать, то это навсегда. В самом деле, зачем работать, если денег хватает? В итоге гарантированный базовый доход потопит капитализм.
Многим американцам действительно нужна помощь, в наши дни никто не должен жить на улице. Но зачем создавать целый класс дармоедов?
Другой вопрос, почему все эти шишки из Силиконовой долины хотят раздавать людям деньги? Возможно, дело в ошибочном чувстве вины за свое богатство. Они уверены, что должны тащить на себе общество, пока народ бездельничает. А что, сегодня его ничто так не волнует, как последние приложения на телефоне и подключение беспроводного интернета. Добавим к этому нейрокомпьютерный интерфейс Маска, и больше никто и никогда не захочет встать с дивана.
Сегодняшняя молодежь умеет ставить перед собой цели и упорно трудиться, чтобы добиваться их. Но вы заметили, что разговоры о гарантированном базовом доходе начались после успешной легализации марихуаны? Ее уже разрешили для рекреационных целей в восьми штатах и для медицинских целей в 29 штатах. Если соединить наркотик и гарантированный базовый доход, мы можем потерять целое поколение. Вот спасибо, Цукерберг.