"Остров Британия в ожидании бури" - Константин Эггерт

"Остров Британия в ожидании бури" - Константин Эггерт

Раньше, когда я приезжал в Лондон, таксисты, если узнавали, что я из России, сразу вспоминали ФК «Челси» и Mister AbrAmovich — именно так, с ударением на второй слог. В последние месяцы лишенного вида на жительство миллиардера не вспоминают. Простые жители Британии теперь выучили новую фамилию — Skripal — и новое русское слово — novichok. Покушение на бывшего полковника ГРУ и британского агента превратилось в гигантский скандал и сильно испортило образ путинской России в глазах не только политиков (для которых он уже давно был негативным), но и обычных граждан. Они могут не разбираться в хитросплетениях российско-украинского конфликта, но понимают, что найди фальшивый флакон от духов Nina Ricci не алкоголичка Дон Стерджесс и ее бойфренд, а какие-нибудь детсадовцы, и трагедия могла быть намного масштабнее.

Изменится ли ситуация в ближайшие месяцы? Ведь 25 ноября на специальном саммите лидеры Европейского союза планируют одобрить документ, оформляющий «развод» Великобритании с ЕС. И хотя, судя по всему, соглашение может претерпеть изменения, а сам процесс прощания британцев с Евросоюзом потребует переходного периода, в политическом смысле Великобритания скоро сможет проводить независимую от Брюсселя политику.

В Кремле ослаблению ЕС, несомненно, рады. Тем более что, судя по данным британских спецслужб, российские «фабрики троллей» активно продвигали идею Брекзита. Чем более раздроблен коллективный Запад, тем лучше для Владимира Путина. Уход британцев, которые вели (особенно в последние годы) довольно жесткую линию в отношении Москвы, не столько усиливает позиции «лобби соглашателей» — Италии, Австрии, Греции, отчасти Франции и Германии, — сколько ослабляет сторонников бескомпромиссного подхода к кремлевской политике — стран Центральной Европы, Балтии, Нидерландов, с которыми, как правило, блокировался Лондон.

Разумеется, Соединенное Королевство остается членом НАТО. Более того, есть все основания предполагать, что в ближайшей перспективе правительство Ее Величества продолжит координировать санкционную политику с ЕС. Однако лоббировать продвижение российских интересов в политических и бизнес-кругах Великобритании будет чуть проще, если уже очень скоро британские политики не будут связаны европейской солидарностью и смогут исходить из своего понимания национальных интересов. В Москве считают, что, не будучи скованным европейскими нормами и ограничениями, британское правительство станет активно продвигать интересы своих компаний на внешних рынках, в том числе энергетическом, на котором Россия до сих пор величина.

Фото: Jonathan Chng / Unsplash

Но дело Скрипалей эти планы будет очень сильно сдерживать. Особенно пока в доме по адресу: Даунинг-стрит, 10, резиденции премьер-министра, работает представитель Консервативной партии. Если Терезу Мэй сменит, скажем, бывший глава МИД, бывший мэр Лондона Борис Джонсон, для Кремля, скорее всего, ничего принципиально не изменится — даже с поправкой на репутацию Джонсона как политика, скажем так, гибкого. Жесткая линия в отношении Москвы стала для консерваторов абсолютно органичной, несмотря на репутацию «партии большого бизнеса». Кабинет Мэй блестяще скоординировал совместную работу так называемых «пяти глаз» — традиционно близких спецслужб Соединенного Королевства, США, Канады, Австралии и Новой Зеландии, которые развернули необъявленную мировую войну против российских разведсетей.

Те же консерваторы начали реализовывать политику принуждения богатых иностранцев, владеющих активами и видами на жительство в Великобритании, к раскрытию источников своих состояний на основе Закона о преступных состояниях (Criminal Finances Act) 2017 года. Насколько последовательно его будут применять к российским олигархам, пока неясно. Но дамоклов меч кабинет Мэй над их головами подвесил.

Все может сильно измениться, если на следующих парламентских выборах (которые имеют немало шансов состояться досрочно) победит Лейбористская партия. В этом случае любые теории заговора о «Трампе — агенте Кремля» в одночасье померкнут на фоне появления в особняке на Даунинг-стрит одного из лучших друзей брежневского СССР, ненавистника Америки и НАТО, сторонника государственной собственности на ресурсы и инфраструктуру Джереми Корбина — ныне лидера «лояльной оппозиции Ее Величества».

Корбин и «корбинисты» неоднократно объявляли российско-украинскую войну следствием «политики экспансии Североатлантического альянса». Один из главных советников будущего премьера по отношениям с прессой и общественностью Шеймус Милн не скрывает своих прокоммунистических убеждений и даже некоторых симпатий к Сталину. С точки зрения Милна, советский диктатор решал великие задачи, а потому не мог быть особенно переборчивым в методах. В руководстве партии полным-полно ветеранов Движения за ядерное разоружение (campaign for Nuclear Disarmament — CND), которое, как стало известно после распада СССР из архивов спецслужб Варшавского договора и разоблачений бывшего архивиста КГБ Василия Митрохина, получало в 1970–1980-х годах финансовую помощь от Политбюро. Сам Корбин охотно встречался в 80-е годы с агентами STB (разведки коммунистической Чехословакии), действовавшими под дипломатическим прикрытием. Об этом поведала несколько месяцев назад правая газета Daily Mail. Лидер лейбористов факта встреч не отрицал, но утверждал, что речь шла о «диалоге» с представителями другого идеологического лагеря.

Сегодняшние партнеры по диалогу у Корбина поразительно совпадают с любимыми партнерами Кремля — клика Кастро на Кубе, Чавес, а теперь Мадуро в Венесуэле, и, конечно, ХАМАС с «Хезболлой». Джереми Корбин так часто публично отбивался от обвинений в антисемитизме, что их больше даже не нужно выдвигать — кто хотел, уже сделал все необходимые выводы. Ну, и в довершение, «товарищ Джереми» до сих пор не отказался от убеждения, что Великобритания должна покинуть НАТО и отказаться от ядерного оружия.

Все это идеологическое великолепие подпирается поддержкой 20–30-летней молодежи, которая составляет электоральную базу Корбина. Эти люди не помнят холодную войну, ничего не знают о ГУЛАГе и Мао. Они учились в университетах, где 90 процентов профессоров — левые. Они убеждены, что все зло в мире — от западной цивилизации, капитализма, колониализма и Америки — как же без нее. Они не читали «Собачье сердце», но свято верят в то, что лучший путь к национальному благосостоянию — применение принципа «Отнять и поделить!».

Если писать фантастический роман-антиутопию о захвате власти в Великобритании агентами Кремля, то реальный образ сегодняшних лейбористов и их лидера соответствовал бы литературному образу агентуры процентов на девяносто. Различные опросы общественного мнения показывают, что лейбористы либо уже обходят консерваторов по уровню популярности среди избирателей, либо дышат им в затылок. Владимиру Путину остается подождать совсем немного, максимум до середины 2022 года, чтобы узнать, повезло ли ему в очередной раз.

Константин Эггерт