"Отказ от дружбы с реальностью" - Александр Кушнарь

"Отказ от дружбы с реальностью" - Александр Кушнарь

Только что Байден перехватил инициативу в Джорджии, опередив Трампа уже на тысячу голосов, а Пенсильвания становится главным полем борьбы – и склоняется в сторону бывшего вице-президента. Утром, 4 ноября, на момент обработки 65 процентов голосов у демократического кандидата в этом штате было 2,3 миллиона голосов – на 600 тысяч меньше, чем у Трампа. В обычной ситуации никто бы не поставил на то, что соперник, отстающий более чем на полмиллиона голосов к моменту обработки двух третей бюллетеней, имеет реальные шансы на победу. Но в том-то и дело, что мы имеем уникальные обстоятельства пандемии, из-за которой рекордное количество человек проголосовало по почте. Почему так случилось, что почти все они – за Байдена? Все просто: Трамп неделями убеждал своих сторонников в том, что демократы "фальсифицируют" почтовое голосование – что, конечно, было и остается чистой ложью. Реальная причина таких сентенций была в другом: сторонники демократического кандидата проявили куда более бережное отношение к здоровью соотечественников, тогда как республиканцы, к сожалению, в значительной степени соответствуют своему кумиру – тому самому, который признался, что умышленно замалчивал опасность COVID-19 из страха перед "паникой" (на самом деле – из страха перед ухудшением экономических показателей, способных ударить по предвыборному рейтингу действующего президента). Понимая это отличие своих сторонников от своих оппонентов, Трамп справедливо предположил, что конкуренты проголосуют по почте – и предпринял целую серию атак на почтовую организацию, а именно:
- назначил руководство почты, которое изменило скорость обработки почтовый сообщений первого класса – того, которым отправляют бюллетени для голосования,
- провел кампанию бесхитростной пропаганды, призванной убедить нас в том, что демократы "фальсифицируют" голосование по почте (разумеется, без всяких доказательств, которых и быть не может, потому что нельзя доказать, что кошка – это собака);
- проталкивал юридическую норму о том, чтобы отказаться считать бюллетени в случае их поступления на участок после дня голосования;
- в беспрецедентной спешке и при полной поддержке своих соратников в Сенате наспех протащил еще одну – уже шестую по счету – республиканскую судью в Верховной Суд, в котором остались только три демократически судьи и который, по замыслу Трампа, должен был бы в час Х подтвердить позицию Трампа о невозможности учета "почтовых" бюллетеней после закрытия участков.

В действительности ни один из этих шагов Трампу не помог: в Пенсильвании, где решается сейчас судьба Америки и мира, ранее местный суд указал, что "почтовые" бюллетени учитываются в случае, если подоспели до 6 ноября, а Верховный суд оставил это решение в силе. Как бы то ни было, CNN вчера сообщил о том, что число бюллетеней, поступивших в участки Пенсильвании в промежутке с 3 по 6 ноября, не превышает 10 тысяч и будет учитываться только в случае, если смогут сыграть решающую роль в определении победителя. Однако теперь, похоже, становится ясным: этого не потребуется, потому что Байден, по всей видимости, обходит своего противника. Все дело в том, что те самые недостающие 35 процентов голосов, которые мы имели на утро 4 ноября, были поданы по почте – их-то и обрабатывают вплоть до настоящего момента. По моим подсчетам, речь идет о почте двух миллионах бюллетеней. Последующие сводки в медиа подтвердили мои количественные оценки. У меня оставался только один вопрос: сколько из этих двух миллионов – за Байдена? До вчерашнего дня я выступал в этом отношении пессимистом, поскольку не смог отказаться от логики, используемой в стандартной ситуации: от Байдена требовалось сделать рывок в один миллион голосов! Возможно ли такое, спрашивал я себя? Оказалось – да. Это был единственный вариант перепрыгнуть Трампа, который к закрытию участков 3 ноября имел на 700 тысяч голосов больше. Вариант, который и воплотился в жизнь: на данный момент – на момент написания этого текста – Байден завоевал 3,268 миллиона, Трамп же топчется на месте в районе 3,286 миллиона. Их разделяет менее чем два десятка тысяч голосов, и скоро этот разрыв инвертируется – тогда уже Байден будет опережать Трампа на 20-30 тысяч.

Почему я так думаю? Все просто. Посмотрите на карту выборов CNN, масштабируйте Пенсильванию и обратите внимание на округа, обозначенные оттенками синего и голубого: во многих из них процент обработки оставшихся голосов не превышает 95 процентов, а то и значительно ниже. В то же время все это – густонаселённые районы, в которых, по моим расчетам и по представленной в CNN оценке, предстоит подсчитать еще порядка 200 тысяч голосов. С учетом текущей тенденции это будет означать, что Байден получит как минимум 75 процентов из них – около 150 тысяч. В итоге его перевес может составить до 70 тысяч. Это отнюдь не только мои предположения. Команда Байдена и вообще все следящие за этой историей лица вообще не сомневаются, что так и будет – что Пенсильвания станет "синей". Это следовало в том числе из результатов всех соцопросов последнего времени.

Однако одной Пенсильванией дело не ограничивается. Проблема Трампа в том, что ему нельзя потерять ни один из штатов, где сейчас идет подсчет голосов. Зато Байдену достаточно выиграть любой из них. На данный момент расклад очевидно в пользу Байдена – все по той же причине: сейчас подсчитываются лишь "почтовые" голоса, а они в подавляющем большинстве – за Байдена. В Неваде Байден продолжает лидировать с предсказанным мною вчера отрывом, а в Джорджии, как уже было сказано, переходит в наступление и продолжит сохранять преимущество все по той же причине – по причине "почтового" фактора. Трамп прекрасно понимает, что на текущий момент – именно на текущий – ситуация выглядит как поражение для него. Однако вместо того, чтобы смиренно ждать итогов, он совершает ужасающие вербальные интервенции в процесс подсчета голосов, требует остановить его, а также грозит Байдену судами и через своих консильери выражает убежденность в том, что к вечеру пятницы будет объявлен победителем.

Отказ от дружбы с реальностью – это проблема не только Трампа, но и десятков миллионов совращенных им людей в США и по всему миру. Я вижу, с каким наивным ожесточением ряд моих подписчиков повторяет за Трампом бездоказательное утверждение о "вбросах" (речь идет о старой и давно разоблаченной заготовке Трампа, которую он теперь пустил в ход, как и прогнозировалось). Разумеется, никаких аргументов, кроме неожиданно изменяющейся кривой графика, они не приводят. В отличие от них, у нас есть четкое и простое объяснение этому феномену: как я вместе с многими другими уже неоднократно повторял, резкий рост голосов в пользу Байдена в дни после 3 ноября объясняется тем, что после закрытия участков считают исключительно бюллетени, присланные по почте, а они – подчеркну снова – в основном "демократические", а не "республиканские". Я уже не говорю о том, что эта динамика полностью отражает данные социологических опросов, которые ни в 2016 году, ни сейчас на самом деле не отклонились от реальности более чем на несколько процентов. Эти несколько процентов погрешности испортили картину Хиллари Клинтон, но не в случае с Байденом, который получил рекордное в истории число голосов как кандидат в президенты – на 4 миллиона больше, чем его оппонент. Все это неважно для тех сторонников Трампа, которые одурачены его дешевым фарсом, исполняемым в Твиттере посредством капслока, который администрация Твиттера оценивает как дезинформационные сообщения, в то время как европейская структура, следящая за выборами, уже дала отповедь Трампу, оценив его заявления как безосновательные и подрывающие доверие к избирательному процессу. Ровно в этом и состоит цель Трампа: делигитимировать итоги выборов, расколов страну. Понятно, что для сторонников Трампа и официальные ремарки европейских институций, и судебные решения (а они будут не в пользу Трампа) ничего не значат – не то, что мои аргументы. Они безропотно и фанатично внемлют лишь своему "лидеру", словно последователи культа – самого большого, пожалуй, из всех ныне существующих светских, учитывая, что за Трампа проголосовали 70 миллионов человек. Вслед за своим кумиром они говорят о том, что Байден "крадет" победу у Трампа, тогда как на самом деле все ровно наоборот: Трамп пытается ее украсть. Разумеется, в суде он ничего не докажет, потому что невозможно доказать то, чего нет: процесс голосования прозрачен и проходит в присутствии множества независимых наблюдателей. В то же время Байден ни тогда, когда чудовищно отставал от своего противника, ни тогда, когда перешел в наступление, ни тогда, когда обрел тотальное доминирование – ни разу за всю эту напряженную неделю он не позволил себе выпадов в отношении соперника и, тем более, беспочвенных обвинений. То, что для Трампа является нормой (бездоказательные обвинения в преступлении), для Байдена – нонсенс. Такими мы знали их прежде, такими они предстают перед нами и сейчас.


В сухом остатке имеем следующее: Байден может взять Неваду с 6 голосами, Джорджию с 16 голосами и Пенсильванию с 20 голосами. В этом случае он получит 306 голосов – как раз столько, сколько получил Трамп в 2016 году. Но даже если и нет (например, из-за Аризоны, в которой Трамп все еще может перехватить лидерство), становится очевидным, что заявление советника Трампа, пригрозившего объявить победителем своего шефа к вечеру пятницы, выглядит уже не просто как неадекватное допущение, а как сумасшествие. Это то, что Меркель в свое время сказала "Находится в другой реальности". Тогда она говорила о Путине.

Александр Кушнарь