"Откуда берутся «ряженые ветераны»" - Екатерина Макаревич

"Откуда берутся «ряженые ветераны»" - Екатерина Макаревич

Всегда есть люди, желающие приобщиться к геройству других, забывая о том, что их собственная роль не менее важна, даже если они не воевали на фронте. У каждого своя функция и свои победы. Но поскольку еще с советских времен существует традиция величать ветеранов, узнавших, что значит смерть друзей и братьев на поле боя, то не стоит удивляться, что каждый год на 9 мая среди настоящих ветеранов появляются так называемые «ряженые ветераны».

Обвешанные медалями, они с удовольствием получают гвоздики из рук детей, улыбаясь, благодарят незнакомых людей, которые говорят им «спасибо» за их военные подвиги. А сами и не скрывают, что не воевали, а лишь переняли знамя победы у тех, кто был на войне.

Ведь они советские люди…

Это дополнение на самом деле и объясняет всю суть лжеветеранства как показательного символа советской эпохи.

Тогда не только все было общее, но и ответственность была разделена на весь народ. Советская ответственность была общая и в то же время ничья.

Как результат, спустя больше 70 лет каждый из тех, кто жил в то страшное время, убежден, что является ветераном войны. С одной стороны, правильно, ведь победа над гитлеризмом стала возможна благодаря усилиям всех: и тех, кто воевал, и тех, кто зашивал раненых, и тех, кто работал в тылу, пока другие, преодолевая страх, шли вперед.

Но с другой стороны, почему человек, сам не прошедший через войну, так хочет стать ее героем? Зачем?

Ответ на этот вопрос может крыться в том, что этот день памяти придуман, чтобы сказать «спасибо» именно тем, кто тогда вырвал победу на поле боя.

Главный смысл 9 мая – создать образ страны-победителя. Страны, которая может и повторить свой военный успех. Поднять патриотизм и гордость за нацию на совершенно другой уровень, туда, где не надо разбираться в том, что за победой скрывалось много неоднозначного. Собственно, именно этот смысл сейчас активно использует Россия, чтобы вернуть людей в прошлое, отвлекая тем самым внимание от настоящего.

Но прошлое должно быть не только инструментом для гордости за военную победу над фашизмом, но и уроком для потомков, как выиграть войну не только на поле боя, но и победить ее внутри себя.

Прошлое ведь не точка во времени, а процесс, в результате которого кто-то смог сохранить в себе человечность, несмотря на все ужасы войны, а кто-то нет.

Историческая память – это средство, которое должно помочь потомкам познать природу человека, его поступков в самых разных ситуациях и особенно в тех, которые принято считать бесчеловечными. Неважно, на поле боя или вне его.

Прошлое должно показать, что, несмотря на все последующие репрессии, человек может оставаться человечным, что главное в жизни – не ордена или медали ветерана, а история преодоления войны в себе, история победы человечности.

Вы когда-нибудь задумывались о том, что так называемые ряженые ветераны не от хорошей жизни надевают ордена и приходят на 9 мая, чтобы услышать слова благодарности за чужие военные подвиги?

Ведь, возможно, они глубоко несчастные люди, которые прожили жизнь и так и не поняли, что необязательно быть на поле боя, чтобы стать героем, которого будут благодарить потомки. Можно стать героем и в обычной жизни. И для этого не нужны медали.

Есть версия, что подобные ряженые появляются не случайно, а по заказу из соседней страны. Возможно, но теперь представьте, готовы ли вы, прожив без малого почти 90 лет, согласиться изображать ветерана войны за деньги? Вряд ли. Мотивация таких людей, на мой взгляд, гораздо проще. Они искренне хотят верить, что их жизнь прошла не зря, что они тоже внесли свой вклад в победу над фашизмом. Но раз в этот день благодарят лишь ветеранов, то соблазн почувствовать себя героем перевешивает достоинство.

Разрушить миф, что 9 мая является днем памяти только для тех, кто был на войне, можно, если сделать его днем преодоления для всех: и воевавших, и остальных, кто пусть и не участвовал в самой войне, но, тем не менее, имеет свою историю преодоления войны в себе.

Появление ряженых говорит лишь о том, что каждый, кто жил в ту эпоху, хочет доказать не другим, а самому себе, что его роль тоже была важна. Общество может придать этому дню гораздо более глубокий смысл – стать днем, когда люди, жившие в эпоху сталинизма, расскажут потомках, каково это – жить во время войны, какого это – пройти через голод, через сталинские репрессии и доносительство, и при этом остаться человеком?

Этот день может стать днем победы не только над фашистами, но и днем победы над войной в себе, что гораздо важнее.

Пока Россия использует прошлое для пропаганды войны, Украина может пойти по другому пути – использовать военное прошлое как способ обретения мира.

Особенно это важно сейчас, когда с Донбасса возвращаются бойцы, пытающиеся преодолеть войну внутри себя.